Найти в Дзене

Как договориться с сотрудником.

Автор: Дневник Руководителя

Привет! Бывало ли такое, что к тебе подходит сотрудник, пусть будет с именем Лена и говорит, что больше не хочет работать по четвергам. Ты Лене спокойно объясняешь, что четверг — это очень загруженный день, и ты просто не можешь разрешать сотрудникам самостоятельно выбирать график работы. Если ты разрешишь это одному, то придется разрешать это и всем остальным. Ты говоришь: «Извини, Лена, но я не могу заключить с тобой особые условия. Это будет нечестным по отношению к другим. Я ничего не могу сделать.».

Как, скорее всего, отреагирует на это Лена? Все зависит от того, к какому типу сотрудников она относится, однако я вижу три наиболее вероятных ответа.

1. Лена может сказать: «Извините за беспокойство» и тихо уйти. Однако не исключено, что при этом она думает: «Что за бессмыслица! Кому важны эти четверги, кроме меня? И это после всего, что я сделала! Хорошо, теперь я перестану напрягаться по четвергам. И посмотрим, заметят ли разницу».

2. Лена может сказать: «Я не готова слышать отрицательный ответ. Вы должны сделать для меня четверг выходным!» Возможно, ты скажешь Лене: «Это неприемлемо. До свидания». Но что, если Лена продолжает настаивать? Ты можешь разозлиться и накричать на нее: «Не говори со мной таким тоном! Начальник здесь я! Ты уволена!» Затем ты звонишь в HR-отдел. Когда его сотрудники интересуются основаниями твоего решения, ты вынужден признать, что, судя по всем документам, Лена — достаточно сильный сотрудник. И теперь ты с ним оказываешься в сложных личных отношениях, причем не только относительно работы по четвергам.

3. Лена может сказать: «Что ж, спасибо за все, но я ухожу. Я изучила свои шансы на рынке труда и вижу, что там есть довольно интересные работодатели. Ваш конкурент, находящийся через дорогу, уже сейчас готов сделать для меня четверги выходными. Так что я, пожалуй, перейду через дорогу и начну работать на него». Если Лена — высокопродуктивный сотрудник, то она наверняка это знает. Она также знает, что важна для тебя и компании значительно больше, чем любой низкопродуктивный сотрудник. Она знает о своей ценности.

При развитии такого сценария ты можешь сказать Лене: «Но я работал с тобой и учил, поэтому теперь серьезно завишу от тебя. Ты высокопродуктивный сотрудник, один из тех, кого я бы искренне не хотел терять». Лена отвечает: «Так я и знала. И что вы думаете о том, чтобы сделать для меня четверги выходными?» (но будь осторожен, так в дальнейшем она может очень сильно манипулировать тобой, лучше начни готовить ей замену)

В словах Лены есть своя логика. Все знают, но никто не любит признаваться, что один продуктивный сотрудник более важен для бизнеса, чем три или четыре посредственных. Высокорезультативные сотрудники знают, что обладают определенной ценностью, и используют ее, чтобы получать то, чего они хотят и в чем нуждаются. Проблема заключается в том, что большинство систем, в которых оплата производится за результат, никак не учитывают усилий, которые прилагаются для обеспечения высоких результатов. Этой сложной работой должен заниматься менеджер, контролирующий повседневную деятельность сотрудников и в итоге их доступ к поощрениям любого рода.

Если ты начальник Лены и не можешь позволить себе потерять ее или вступить с ней в конфликт, то стоит прислушаться к ее просьбе. Однако ты можешь совершить ту же самую ошибку, которую делает в этой ситуации множество менеджеров, а именно заключить с Леной секретное соглашение: «Хорошо, Лена, я разрешу тебе не приходить на работу по четвергам. Но не говори об этом никому другому». После того как другие сотрудники узнают о вашей договоренности, Яна стучит к тебе в дверь и говорит: «Как я понимаю, Лена теперь не должна работать по четвергам. У нее появилось право выбирать свой собственный график? Этого не может делать никто другой! Вы потакаете Лене. Это несправедливо!»

В такой ситуации тебе стоит сказать Яна, которая определенно более посредственный сотрудник: «Несправедливо? Хочешь знать, почему я пошел навстречу Лене? Потому что она делает больше работы, чем ты! Она рано приходит, поздно уходит и упорно работает все время, пока находится в офисе. Она выполняет все задания в срок и берет на себя инициативу, не переступая при этом границ. Вот почему Лена получает особые условия. Ты хочешь, чтобы я потакал и тебе? Скажите мне, в чем ты нуждаешься. Потому что мне кое-что нужно от тебя. Мне нужно, чтобы ты приходила на работу пораньше и работали более упорно. Мне нужно, чтобы ты начала следовать процедурам и могла сделать немало качественной работы в течение дня. Ты хочешь отдыхать по четвергам? Хорошо. Давайте попробуем сделать это на следующей неделе. Если ты хочешь не выйти на работу в четверг, то вот какие результаты я должен получить от тебя к полуночи среды. А теперь давайте выразим наши взаимные ожидания максимально четко и зафиксируем их письменно».

Главное, что ты должен запомнить из всего этого так это то, что не заключай секретных соглашений. Ты можешь даже вывесить объявление, что Лена больше не должна работать по четвергам, а те, кому интересно, почему, могут прийти к тебе. Затем пообщайся с каждым человеком, который придет к тебе в поисках особых условий. Конечно же, ты не можешь делать всего для всех. Да и зачем это? Это было бы несправедливым. Поэтому ты должен поговорить с каждым сотрудником по очереди: «Чего вы хотите от меня? Понятно. А взамен я хочу от вас вот этого».

Другие статье в моем Телеграм-канале и Вконтакте

#ДневникРуководителя