Как психолог, я могу сказать, что все диагностирующие, тестовые методики мало связаны с реальной жизнью, и тем, какие мы в действительности бываем или может быть. А что касается диагностик профориентационных? В этой статье я хочу поделиться своим личным опытом профориентатора, который поставил под большое сомнение всю эту модную историю о профессиональном самоопределении подростков.
Некоторое время назад, по долгу службы, я занималась профориентацией детей школьного возраста. Для этого мне даже пришлось пройти специальное обучение и получить удостоверение, подтверждающее мое право оказывать профориентационные услуги.
Наличие слабости к длительным взаимоотношениям, не позволило мне заниматься профориентацией «набегами», работая на количество. И я написала программу, согласно которой, в течение учебного года, раз в месяц ходила в близлежащую школу и проводила классные часы профориентационной направленности в одних и тех же 8-х классах. Обязательной частью каждой встречи была диагностика.
Имея фанатичную склонность к анализу, я фиксировала каждый результат каждого отдельного ребенка в таблицу. И в конце года я хоте выяснить, насколько устойчивый интерес демонстрирует ребенок к тому или иному виду профессиональной деятельности.
То, что я получила, удивило даже меня. Нет, я планировала, что будет плохо, но что на столько.
Статистика - шок!
Из трех восьмых классов, учеников демонстрирующих устойчивый интерес к определенным видам деятельности можно пересчитать по пальцам! В прямом смысле слова. Любопытно, что все такие ребята имели склонность к творческим видам профессиональной деятельности…
Что касается всех остальных, то диагностики показывали очень сильный разброс по видам деятельности, а иногда и вовсе диаметрально противоположенные результаты. Понятно, что наши интересы могут быть не стабильны. Понятно, что интересы подростков могут быть еще менее стабильны, но то, что в течение всего одного года в условиях регулярного мониторинга ребята показывали абсолютно противоречащие результаты – это знаете ли…
Причины провала
Наш мозг заканчивает свое полное развитие, примерно, к 25 годам! До этого возраста он претерпевает измерения. То есть, на ряду с ежедневными изменениями, еще и физиологические – заложенные программой. А так как он определяет сферу всех наших интересов, убеждений и взглядов, то рассчитывать на хоть какую-то стабильность в таких условиях, мягко говоря - наивно.
Вообще стоит заметить, что профориентация — это помощь в профессиональном самоопределении. А профессиональное самоопределение — это следствие личностного самоопределения.
А понять, что ты за личность – это задача крайне не простая. Но жизненно важная.
В своих сочинениях «Близость. Доверие к себе и другому» Ошо - Багван Шри Раджниш рассказывает такую историю
… когда хассидский мистик Джозия умирал, кто-то спросил его, почему он не молится Богу, и уверен ли он, что Моисей будет свидетельствовать за него. Он ответил: - Позвольте мне сказать вам одно. Бог не спросит меня, почему я не Моисей. Он спросит меня, почему я не Джозия.
Процесс самопознания должен начинаться задолго до того, как прозвенит последний школьный звонок. На мой взгляд, единственно верный шаг на этом пути – это осознание и принятие абсолютно всех своих желаний. Об этом более подробно я написала в своей статье «Один правильный шаг на пути познания себя».
Ложка меда
Справедливости ради стоит заметить, что спектр профориентационных услуг включает в себя не только диагностику склонностей, но и носит информационный характер. Это лекции о современных, актуальных, востребованных профессиях. Это различные игры от интеллектуальных до юмористических. Это профессиональная проба на производстве, что, несомненно, оказывает положительное влияние на развитие и самоопределение личности. Однако, профориентация стала успешным бизнесом и считать ее панацеей, придавать излишнюю значимость полученным результатам, мне кажется шагом необоснованным.
Задать мне вопрос или записаться на консультацию можно по адресу exit_est@mail.ru. Читайте больше статей о психологии взаимоотношений на моем канале НАСТЯ_РЯБИНА. Успехов!