Грифоны – сказочные существа, кочующие из культуры в культуру, пересекая тысячелетия и континенты. В чем загадка такого постоянства? И в чем смысл самого этого образа?
Большинство из нас знакомы с грифонами средневековой Европы, но не многие знают, что сюда они пришли из еще более далеких веков и стран. Греки и римляне позаимствовали этих волшебных полуорлов-полульвов у минойцев, загадочной цивилизации, существовавшей на Крите в III-II тысячелетии до нашей эры, которая была не менее развитой и впечатляющей, чем культура Древнего Египта.
Грифоны минойского Крита и микенской Греции
Итак, грифоны величественно возлежат у царского трона в Кноссосе и фигурируют там же в виде рельефов. Грифоны изображаются на критских погребальных ларнаках, и это же существо становится крылатым спутником восседающей на троне богини на фреске из Акротири (их можно посмотреть в отдельном нарративе), а затем многократно ретранслируется уже в микенской культуре на печатях, кольцах, фресках и керамике.
Чаще всего грифоны символизируя царскую власть или суд в самом высоком смысле этого слова, то есть исполнение высшего, божественного закона и его охрану.
Но чтобы подобраться к самим «безднам смысла», нам придется совершить небольшой экскурс в историю.
Грифоны Ближнего Востока: Месопотамия, Иран, Сирия
В Древнем Иране грифоны появляются на цилиндрических печатях из Сузы уже в 3000 году до нашей эры. Кстати, здесь же, хоть и значительно позже, создадут уникальный рельефный фриз, который сегодня можно видеть в Лувре.
Изображения грифонов, датированные примерно в 1950-1550 годами до н.э. можно найти в Леванте, Сирии и Анатолии, печатей с ними довольно много. Вообще, кажется именно отсюда грифон начал свое победное шествие по миру.
Оговорюсь, что материала по теме у меня тоже много, причем в основном визуального, так что я на сайте сделала отдельную, прямо-таки обширную галерею http://knossoslab.ru/grifony-i-sfinksy, разбитую хотя бы по местам происхождения, которая будет пополняться по мере выхода следующих частей рассказа. Сейчас там много в основном именно древнейших изображений грифонов еще из бронзового века.
В искусстве Шумера и Вавилона (III-I тысячелетия до н.э.) известны изображения львиного грифона в виде крылатого льва с длинными заострёнными ушами, орлиными лапами и хвостом; Ассирия (XVII-VII вв. до н.э.) иногда заменяла у грифонов львиную голову головой орла с гребнем. Для ассирийских орлиноголовых грифонов характерна короткая грива (часто перьевая) и изображение птичьей головы на кончике хвоста. Персидские львиные грифоны (с задними орлиными лапами) изображались со спиралевидными рогами.
Такие же грифоподобные существа с рогами были найдены в комплексе луристанских бронз (II-I тысячелетие до н.э.) в Западном Иране.
Грифоны Древнего Египта
Первые изображения существ с телом льва, головой орла и иногда с крыльями обнаруживаются в древнеегипетском искусстве за 3-4 тысячи лет до н.э., где голова его была, конечно, соколиной, головой Гора, как, например, на изображении из некрополя в Бени Хасане.
Можно увидеть грифона и на поразительной «Палетке двух собак» из Иераконполя.
Ее красиво показывают на сайте Музея Эшмола, где она и хранится и куратором которого, кстати, с 1884 по 1908 гг. был наш незабвенный Артур Эванс. Так что будете в Оксфорде, не проходите мимо, там много всего прекрасного, в том числе и минойского.
Но еще более примечательны изображение гиксосские, где грифон уже вполне себе минойский, особенно на росписях из Авариса.
Не менее характерного грифона мы видим на церемониальном топоре Яхмоса (1554-1529 до н.э.), как раз освободившего Египет от гикососов. Как утверждает подпись в каирском музее, грифон здесь символизирует фиванского бога войны Монту, который также как Гор изображался сокологоловым. Вот тут, видимо, произошло обратное заимствование, потому что гиксоссы явно принесли в долину Нила минойскую традицию в искусстве.
P.S. А завтра уже про Микены и классическую Грецию, где судьба грифонов не менее примечательна.