Бывший квн-щик, Игорь, он же Гарик, Бирча - создатель идеи и исполнитель главной роли знаменитого скетчкома телеканала ТЕТ - «Виталька». Я побеседовал с этим скромным и сдержанным артистом, который совершенно никак не схож на своего героя, о том, над чем можно и нельзя шутить, о социальном подтексте скетчкома и политической сатире.
- Как у вас родилась идея «Витальки»?
- Персонаж, чем-то схожий на Витальку, возник еще в эпоху КВН. Правда, тогда его звали Валера. Это были совершенно короткие скетчи, минутки на полторы, однако зрителям они очень нравились, персонаж им приглянулся и запомнился. Тот юноша также пытался каким-то совершенно непонятным образом знакомиться с девушками, но бесполезно. Однако зрителям было смешно наблюдать за его попытками, поэтому спустя какое-то время я принял решение написать о нем сериал. Развить его историю, показать, чем он живет, что и кто его окружает, как он думает и другое. Когда были написаны 12 серий, я начал предлагать данный проект различным украинским телеканалам, и ТЕТ в меня поверил, за что им большое спасибо. Я дописал еще 8 серий, и так вышел настоящий сезон из 20 эпизодов.
- Виталька - очень типичный персонаж. С кого вы его писали? Есть у героя прототип?
- В моей практике были случаи, когда я делал пародии на реальных людей. Однако такого, как Виталька, я не встречал. Хотя мои знакомые девушки не раз говорили, что сталкивались с такими персонажами. Если бы мне сейчас встретился такой юноша, я бы непременно с ним познакомился, расспросил о жизни и, с его позволения, использовал бы его истории для Витальки. На самом же деле Виталька - сборный персонаж.
- У Витальки уже появилось немало поклонников. Какие черты его характера вы считаете более важными, провоцирующими интерес к его особе?
- Когда придумываешь сценического персонажа, учитываешь все детали: как он разговаривает, как ходит, как одевается, какая у него мимика и другое. Здесь принципиально все, потому что если где-то недотянуть, образ не будет полноценным. С Виталькой вроде все получилось. Мне не хочется, чтоб его принимали как дурачка. И, слава богу, его так не воспринимают. Он неглупый, без каких-либо психологических отклонений, просто несколько своеобразный человек. Виталька непосредственный, откровенный, всегда говорит то, что думает, иногда, правда, он не чувствует границ. Однако у него нет масок, чтоб производить фальшивое впечатление. Правда, время от времени он бывает нагловат, хамоват и в том числе и пошловат, однако все это он делает никак не из злобного умысла. Он простачок, обычный мужчина по самых кончиков ногтей, может, еще и не сложился совсем как мужчина, однако он именно такой. У него множество хороших свойств.
- Каких, например?
- Он целеустремленный, он добрый и верит в любовь. Он старается и надеется, что когда-то та единственная произнесет ему да. Хотя и остается огромным ребенком - у него в кармане презерватив, пуговка и майский жук. Но ведь все мы представители сильного пола - огромные дети. Просто кто-то взрослеет раньше (я, к примеру, уехал из дома в 16 лет и начал зарабатывать разгрузкой спирта). Виталька же до 30 лет живет с мамой, и это не привычно для взрослого мужчины. Однако он же заложник сложившейся ситуации. Все его качества - это результат того, что он воспитывался в отсутствии отца, без должного примера пред глазами, и именно поэтому ему никак не хватает настоящих мужских качеств.
- А как вы относитесь к политической сатире?
- Наша команда КВН считалась специалистом по политическому юмору, в 2005 году мы могли позволить себе шутить. Однако, делая пародии на узнаваемых политических деятелей, мы никогда не переступали той границы, когда можно действительно оскорбить человека. Пародия не должна обижать. Да, все его качества ты обязан гиперболизировать, но наверное нужно действовать аккуратно. В данный момент у нас таковой лидер, что я не уверен, стоит ли его еще и гиперболизировать. Я не могу сказать, что он смешон, но то, что он дает массу поводов для шуток - факт. О том, как проходят выборы в Украине, можно снять кинофильм, однако это не будет смешная комедия. Мне как гражданину уже почему-то совсем никак не смешно.