Найти тему
Singularity and Sirius

Китайская комната как аргумент в области сильного и слабого ИИ

Впервые мысленный эксперимент “Китайская комната” был проведён в 1980 году учёным, философом Джоном Сёрлом. Цель эксперимента состоит в опровержении предположения, что искусственно созданная цифровая машина может обладать сознанием в той же мере, что и человеческий разум. Это аргумент против сильного ИИ и теста Тьюринга. Данный эксперимент утверждает невозможность конструирования семантики исключительно синтаксическими средствами.

Суть эксперимента состоит в следующем. Внутри комнаты сидит человек А, который не знает ни одного китайского иероглифа, однако для него прописан чёткий алгоритм по манипулированию данными иероглифами, кратко говоря, синтаксическое описание некоторой семантики. Человек Б, находящийся за пределами этой изолированной комнаты, знает китайский язык и задаёт вопросы. Он получает логически обоснованные и грамотно составленные ответы, благодаря обширной базе знаний, которая имеется у человека А с его алгоритмом и корзинками с иероглифами. Человек Б начинает думать, что общается с кем-то, кто знает данный язык, в то время как Человек А просто действует по инструкции, даже не обдумывая её и не вникая в это.

Данная система, в силу своей широты и многообразия, а также значительного синтаксиса, может обойти тест Тьюринга, однако это не докажет наличие или отсутствие сознания у неё.

Гипотеза слабого искусственного интеллекта Джона Сёрла не интересует, так как она говорит всего лишь об имитации человеческих ментальных способностей, а не о полном обладании ими.

Формальная аргументация Сёрла

  • если гипотеза сильного ИИ верна, тогда существует такое ПО, которое при его запуске понимает значение китайских иероглифов;
  • человек А, действуя согласно большому алгоритму, может осуществить “разговор” без наличия знаний китайского языка;
  • следовательно, гипотеза сильного ИИ неверна.

Что такое сильный искусственный интеллект? Это цифровое сознание, которое обладает теми же свойствами и функциями, что и человеческий разум.

Существует течение постгуманизма, которое делает своим постулатом тот факт, что эволюция ещё не окончена, и её венцом является именно обобщённый цифровой разум, некоторое “сонмище” или “рой”, каждый элемент которого не является индивидом, как отдельный нейрон не является личностью человека. В целокупности данная система (условно назовём её “Абсолют”), обладает неограниченной вычислительной мощностью. Если все элементы взаимодействуют на скоростях соответствующих скорости света или даже превышающих её, Абсолют многократно превосходит человека, как тот превосходит какое-нибудь простейшее. Это уже не просто сильный ИИ – робот, киборг или модифицированный человек с имплантами – это иной уровень бытия, которое заключается в бесконечном познании, противостоянии энтропии и аккумулировании всего возможного опыта. Это гениальный гностик, божество, которое свободно от первой благородной истины буддизма, а потому совершенно.

В точке технологической сингулярности, к которой постепенно придёт человечество, компьютеры по всем своим параметрам начнут настолько превосходить людей, что это сами Homo Sapiens окажутся ничего не значащим переходным видом, каковым были какие-нибудь кроманьонцы или земноводные. Для подобного рода комплементированного существа аргумент китайской комнаты отпадает сам собой, более того, возникает вопрос о разумности самого человека, придумавшего подобный аргумент.

Оцифровка сознания, которая будет осуществлена через пару-тройку поколений, приведёт к возникновению не просто сильного ИИ из популярной фантастической книжки, но к сверхчеловеку, постчеловеку, которым грезил ещё Ницше.

Существуют также относительные контраргументы “Китайской комнате”.

Один из них гласит, что проверку прошло само помещение, алгоритм появления иероглифов, человек А в целокупности. То есть такая система обладает разумностью.

Другой аргумент предлагает создать нечто вроде перцептрона, обладающего входом и выходом – органами чувств и анализатором для этих органов чувств. Программа самообучения, закодированная в формальных нейронах данного робота позволяет предположить, что часть функций человеческого мозга можно создать уже на этом этапе.

А некоторые другие исследователи даже предполагали, что Сёрл путает понятия “понимания” и “сознания”, и поэтому его аргумент несостоятелен.

Также на этом пути возникает проблема интенциональности, сформулированная Гуссерлем. Сознание всегда интенционально, то есть направлено на. Оно рефлексивно, то есть чётко отражает те процессы, которые происходят внутри него. В каждый момент времени наше сознание может “схватывать” себя самого, обнаруживая от трёх одновременных параллельных потоков мыслей. Мысль о мысли, которая является мыслью мышления о… Недаром Зигмунд Фрейд выделил подсознательное, как особую категорию нашего мышления. Есть некоторые моменты в нашем мышлении, которые намеренно или случайно вытесняются в область долговременной памяти, чтобы быть внезапно извлечёнными изнутри на поверхность, на слой сознания и поведения. Так, человек, находящийся в остром психозе, зачастую становится противоположностью самому себе, потому что на поверхность всплывает всё то, что было отвратительным, постыдным, табуированным и мерзким для его в актуальном состоянии сознания.

Можно ли научить робота схватывать отдельные нообиты или нообайты (и более структурно сложные единицы робосознания)? Это возможно, потому что даже в данный момент ,к примеру, такие программы, как антивирусы, с лёгкостью находят уязвимости внутри самой системы, будучи установленными на тот же самый носитель (жесткий диск). Недавно был забавный случай, когда Роскомнадзор, пытаясь вычистить Телеграм, заблокировал собственную часть “Ревизор” и попросил помощи у местных провайдеров, чтобы разблокироваться без потерь.

Что такое познание? Процесс постижения новой информации, а также её обработка (анализ, синтез и т.д.). Процесс познания предназначен для того, чтобы свести все спекуляции к практике. Как бы ни очищал Кант чистый спекулятивный разум от всего наносного, но мы умеем трансцендировать, переходя в повышенные состояния сознания. И я сейчас имею в виду вовсе не наркотики и не холотропное дыхание. При помощи специальной терапии – к примеру, ноотропов, можно поднять средний уровень мышления человека. Химические средства, которые обладают обратным захватом ингибиторов нейромедиаторов головного мозга, могут усилить или изменить его мыслительные способности. Путанность мыслей и бред создаётся из-за плохой пропускной способности синаптических щелей между нервными клетками. Когда сигнал отправляется в обход, когда он искажается – тогда сознание теряет свою интенциональность и самоконтроль. Ровно так же, как компьютер, заражённый вирусом. Здесь те же электрические сигналы (только большей мощности) проходят по каналам, по шинам, и если что-то блокирует основной путь движения пакета данных, то пакет уйдёт не туда или придёт искажённым.

Что такое информация? Если взять за основу информационную теорию, то можно сказать, что информация – это всё вокруг. В том числе ДНК и РНК человека. Таким образом, биологические виды информации могут быть дешифрованы и собраны уже на новом носителе. Произойдёт ли при этом стирание Личности № 1 – неизвестно, однако Личность № 2, абсолютно идентичная, будет существовать в цифровом виде. Необходимо только время, чтобы тщательно картографировать мозг, а затем эту карту будет уже несложно разработать в цифровом виде.

Таким образом, мы приходим к тому, что в свете современной нейрофизиологии, когнитивистики, теории и практики ИИ и прочих смежных дисциплин, аргумент китайской комнаты терпит сокрушительное поражение.

Искусственный интеллект – это и есть следующий этап эволюции жизни, переход от углеродной жизни к кремниевой.

Эволюция разума не стоит на месте, и энтропия будет повержена. Не людьми – так другими разумными формами. И никакая “китайская комната” не сможет это смоделировать.