Поговорим об одном важном аспекте в изучении языков. Называется он осознанность.
Очень часто я слышу:
- Учу эти слова, учу, а они вообще не учатся.
- Я каждый день читаю на английском, толку вот что-то не вижу.
- Я все незнакомые слова выписал! Но почему-то они не запомнились.
- Да слушал я вашу Deutsche Welle. Не заметил, чтобы что-то изменилось.
- Я целый год занималась на курсах, но преподаватель был слаб, а прогресса было ноль.
К сожалению, нередко в этих случаях ученики страдают от явления под названием "для галочки". Самое обидное, что "галочку" они ставят для собственного успокоения, а потом удивляются отсутствию желаемого результата. Ну это всё равно что проспать весь сеанс в кинотеатре, а потом радоваться, что вы сходили в кино. Или потусить в парижском аэропорту и говорить всем "А я был в Париже!" Или забежать в туалет в Третьяковке (кстати, он бесплатный и в него пускают без билетов - так что если вам вдруг приспичит в Лаврушинском переулке, то имейте в виду) и написать в дневнике: "А я сегодня наконец-то побывал в Третьяковской галерее. Мечты сбываются!" Я против галочек. Я злобный препод.
Пришлось составить очередную типологию (как все зануды, я очень люблю всё структурировать и классифицировать). Любимые ученики и ученицы, если вы это читаете, не переживайте! Я никого из вас конкретно не имею в виду. Это собирательные образы, и я сама временами бываю и писарем, и пономарем, и маляром.
1. Писарь
Этот тип неосознанного ученика любит выписывать незнакомые слова, просто потому что ему нравится их выписывать! Одно он выпишет розовой ручкой, другое - фиолетовой, третье подчеркнёт волной. И всё - аккуратным, красивым почерком. Он считает так: красиво выписал = выучил. Только вот выписанные слова так не думают!
Как бороться со своим внутренним писарем: думайте о слове, а не о цвете ручки. Аккуратность не должна быть королевой в вашей тетради! Ведь это не анкета для друзей времен школы. Важное в тетради - слова, их перевод, транскрипция, примеры. Они из тетради должны перекочевать в вашу голову, а не застревать там в джунглях разноцветных завиточков.
2. Пономарь
Этот неосознанный тип учит слова так: перед сном, когда мозг уже почти одной ногой в царстве Морфея, он их читает из своей тетрадки. Главное в его методике - успеть дочитать до конца списка, пока губы ещё способны шевелиться, а глаза видеть буквы, поэтому и читает он соответствующим образом - как пономарь. Итог: прочитанное в полусне вспоминается утром каким-то туманным бормотанием на окраинах памяти.
Эта ситуация может повторяться не только перед сном. Вы можете регулярно "повторять" слова, а думать о любимом, супе, любимом супе и так далее. Например, в маршрутке. Вроде повторяете, а на самом деле афоризм себе для твиттера сочиняете. А галочку-то себе уже поставили!
Как бороться со своим внутренним пономарём: не ставьте себе галочки, когда ваша работа не была продуктивной. Только честность с собой, только хардкор. Если вы уличили себя в том, что некое регулярное действие с целью пополнения словарного запаса не приносит плодов, бросьте его немедленно! Будьте продуктивны и осознанны! Единственный (мной признаваемый) способ запоминания новых слов такой. Две колонки (слово и перевод). Или карточки с двумя сторонами по такому же принципу. Вы видите только одну колонку (одну сторону карточки соответственно), а то, что во второй, должны вспомнить сами. И тут уже не получится безответственно бормотать себе под нос. Пономарь дезактивирован.
3. Маляр
Этот малыш любит работать текстовыделителем в тетрадке, учебнике, книжке. Маляр очень похож на писаря, но его главное отличие в том, что он любит яркие, насыщенные цвета. "Сейчас как раскрашу грамматическое правило в ядрёный жёлтый! Оно сразу выучится!" Ещё у маляра больше развита беспричинная гордость за свой труд: "У меня вот каждая строчка раскрашена в учебнике. Видно, что я работаю, не то что некоторые." И вот, малярные работы постепенно отодвигают язык на десятый план. А галочка-то стоит! Типа раскрасил=обратил внимание=запомнил. Но так ли это? И не отвлекает ли страсть к маркерам от изучения языка?
Как бороться со своим внутренним маляром: текстовыделитель должен работать на вас, а не вы на него. Если вы выделяете, только для того чтобы выделить, бросьте эту гадость немедленно. Я не против подчёркивания и выделения в тексте важного, но только тогда, когда это действительно помогает. А не затмевает собой всё вокруг. Не халтурьте, пожалуйста.
4. Пофигист
Он тот самый, у которого в одно ухо влетело, а в другое вылетело. Первый раз, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый... тысячастопятьсотый раз. Ну вы поняли, да? Я иногда полчаса разоряюсь, объясняя ошибки и косяки, а человек как бы отключается. И я его постоянно выдёргиваю из страны грёз. А потом понимаю, что зря разорялась. Ибо ничего ему из моей гневной тирады не запомнилось. Да, конечно, дело может быть в Грамматической чёрной дыре или Потере лексической памяти. Но иногда дело всего лишь в пофигизме - ещё одно проявление неосознанности.
Кроме непродуктивного слушания препода пофигизм проявляется в просмотре видео и чтении книг "для галочки". Апофеозом всего этого действа бывает посещение курсов и пар, которое сопровождается примерно следующими монологами: "Ну я же хожу на них!/Ну я же заплатил деньги!/Ну я же еду туда час, а потом час обратно!" Мне хочется продолжить: "Ну я же потрогал вчера учебник!/Ну я же открыл вчера тетрадь!/Ну я же купил футболку с надписью!/Ну я же пришёл на занятие (конечно, за пять минут до конца и без домашки, но сам факт....)" Самое противное в этой ситуации - беспричинная радость человека. Он радуется и думает: "Ура, скоро будет результат! Скоро я всё буду понимать!" Но увы. После десятого "для галочки" приходит разочарование.
Как бороться со своим внутренним пофигистом: запомнить раз и навсегда, что "без труда не выловишь и рыбку из пруда". Никто за вас не выучит язык и не вложит вам это знание в чертоги вашего разума. Само собой это не получится (только если вы не языковой гений, конечно!). Но вы, наверное, сами знаете, гений вы или нет. И если нет, то не будьте пофигистом.
У меня всё.
До новых встреч!