Найти тему
Директория

Любой ли учитель может стать тренером-технологом? И будут ли учителя, став тренерами-технологами, достаточно компетентны?

Львовский Владимир Александрович

Конечно, не любой. Да и такой задачи не стоит – зачем в школе или комплексе десятки тренеров-технологов, если на первом этапе вполне хватит одного? Руководитель образовательной организации прекрасно знает своих учителей и без труда может спрогнозировать, кто из них способен без сверхусилий приобрести дополнительную компетенцию. Чаще всего это учителя, которые уже имеют опыт работы в развивающем обучении или владеют активными методами обучения, технологией дебатов, тренинговыми технологиями, коммуникативной дидактикой. 

Главное, что перед директором не должно стоять дилеммы: хороший опытный учитель, владеющий деятельностными образовательными практиками или начинающий тренер-технолог с неясными перспективами. Мы говорим не о новой профессии, а о новой позиции, о наращивании компетенций в работе со взрослыми, о дополнительном функционале учителя. Идеальный тренер-технолог – это «играющий тренер», учитель, который при необходимости может продемонстрировать коллегам свои собственные умения. Его сильная позиция в том, что свою практику работы с детьми он транспонирует в практику работы со взрослыми. В обоих случаях его основная задача – нащупать «зону ближайшего развития», поставить трудную, но посильную задачу. Безусловно, он должен быть хорошим коммуникатором, достаточно авторитетным человеком, он умеет увлечь, не боится противоречий и конфликтных ситуаций (умеет как «ввести в проблему», так и «не переходить на личности», удерживать содержательный конфликт и не давать ему перерасти в «коммунальный»).  Всему этому надо учить, само не вырастет.