Львовский Владимир Александрович
Целеполагание — ключевой признак деятельности. Но фиктивное целеполагание, когда дети выдумывают цель урока, ничего общего с деятельностным подходом не имеет. Целеполагание должно находиться внутри деятельности урока и оно не может быть учительским. Цель урока задает учитель, а не ученик. У школьника на уроке своя цель. Целеполагание школьника связано с тем, что он принимает задачу, может поставить задачу в рамках цели учителя, например, получить пятерку.
Всерьез с целеполаганием мы работаем в подростковом возрасте, когда вводим исследовательскую деятельность, проектную деятельность. Тем более — когда дети, выбирают профессию, определяют свою будущее.
Но вы понимаете, одно дело, когда я выбираю себе проект, я планирую, как я его буду делать, с кем. Другое дело — учитель выходит на середину класса и говорит: «Давайте, дети, поставим цели урока». Если учитель может работать с 24 целями урока — пожалуйста. Пусть каждый ребенок поставит цель, и мы посмотрим, как этот учитель будет давать урок. Он же делает фиктивно, рассказывает какую-то сказку, показывает мультфильм и говорит: «Дети, давайте поставим цель. Как вы думаете, какая цель урока?». Это же не целеполагание. Это угадывание целеполагания учителя! Это подмена деятельности ученика деятельностью учителя. Это фиктивная постановка цели, которая дискредитирует деятельностный подход.