Найти тему
pacific war

Крылья над морем: Сделай шаг впрерёд

Порой складывается впечатление, что при создании морской авиации японцы следовали универсальному рецепту из японских же единоборств: «когда не знаешь, что делать – сделай шаг вперёд!» Активно используя зарубежный опыт, Императорский флот Японии смог «перепрыгнуть» сразу два этапа развития авианесущих кораблей – надстроенные взлётные платформы и перестройку из других кораблей или судов. Вместо этого в кора­бле­стро­и­тель­ную программу уже 1918 г. был включен корабль, сразу проектировавшийся (с участием приглашённых британских специалистов) как авианесущий.

Первоначально предполагалась постройка гидроавианосцев, но ещё на этапе про­ек­ти­ро­ва­ния, весной 1919 г., концепция была изменена в пользу более перспективных «плоскопалубных» авианосцев, предназначенных для самолётов с колёсным шасси. 19 декабря 1919 г. на верфи «Асано» в Йокогаме был заложен первый из таких кораблей, «Хосё» (второй корабль этого типа, «Сёкаку», был включён в кораблестроительную программу 1920 г., но его стро­и­тель­ство было отменено в 1922 г.) . И несмотря на то, что «Хосё» был заложен почти на два года позже «Гермеса», корабль был достроен и принят в состав флота более чем на год раньше своего британского «коллеги» – 27 декабря 1922 г., став, таким образом, первым в мире авианосцем специальной постройки.

Корпус будущего авианосца «Хосё» после спуска на воду. 1921 г.
Корпус будущего авианосца «Хосё» после спуска на воду. 1921 г.

Первый японский авианосец имел корпус с крейсерскими обводами, 168 м в длину, 18 м в ширину и около 10 000 т пол­но­го водоизмещения, то есть корабль был заметно меньше как британского «Гермеса», так и американского «Лэнгли». Силовая установка в 30 000 лс обеспечивала авианосцу достаточно высокую скорость в 25 узлов [46 км/ч], а дальность плавания составляла впечатляющие 8680 миль [16 080 км] экономическим ходом. Длина полётной палубы «Хосё» составляла 168,25 м, мак­си­маль­ная ширина – 22,62 м, её носовая часть, по британскому образцу, имела небольшой, в 5° наклон вниз для при­да­ния самолётам дополнительного ускорения при взлёте.

Авианосец «Хосё» (鳳翔) в первоначальной конфигурации на ходовых испытаниях в 1922 г. Хорошо видна система поворота дымовых труб.
Авианосец «Хосё» (鳳翔) в первоначальной конфигурации на ходовых испытаниях в 1922 г. Хорошо видна система поворота дымовых труб.

Маленькая надстройка с ходовым мостиком, постом управления по­лё­тами и небольшой мачтой располагалась по правому борту. Позади неё находились три дымовых трубы оригинальной конструкции – японцы попытались решить проблему дыма и горячего воздуха над полётной палубой «заваливая» трубы в горизонтальное положение во время посадочных операций. Авианосец имел два раздельных ангара – одноярусный носовой и двухъярусный кормовой, каждый из ангаров был снабжён самолётоподъёмником. Первоначальная авиагруппа составляла 9 истребителей и разведчиков и до 6 бомбардировщиков. Поскольку роль кораблей нового класса была ещё далеко не ясна, «Хосё», как и другие авианосцы его эпохи, кроме зенитного вооружения – двух 76-мм орудий – получил ещё и «главный калибр» в виде четырёх 140-мм/50 орудий.

Ещё одно фото «Хосё» на ходовых испытаниях 1922 г.
Ещё одно фото «Хосё» на ходовых испытаниях 1922 г.

А самое удивительно в истории с «Хосё» это, пожалуй, то, что на момент принятия решения о его постройке Импе­ра­тор­ский флот ещё даже не имел самолётов, способных садиться на корабль (ни иностранных, ни, тем более, собственных – авиа­про­из­вод­ство Японии ещё только зарождалось и находилось пока на полукустарном уровне), не говоря уж о сколь-нибудь проработанной концепции использования палубной авиации.

 Палубный разведчик «Мицубиси» 2MR1 на палубе авианосца  «Хосё», 1923 г.
Палубный разведчик «Мицубиси» 2MR1 на палубе авианосца «Хосё», 1923 г.

Трудно сказать, чего в этом решении было больше – дей­стви­тель­но видения перспективы или просто следования в кильватере традиционных учителей из британского флота, но в результате оно оказалось верным. К моменту вступления в строй своего первого авианосца Императорский флот полу­чил и первые самолёты с ко­лёс­ным шасси – британские конструкторы из недавно созданного авиа­стро­и­тель­ного под­раз­де­ления концерна «Мицубиси» специально для «Хосё» разработали и запустили в серию ис­тре­би­тели 1MF и разведчики 2MR.

Первая посадка самолёта (палубного истребителя «Мицубиси» 1MF) на палубу авианосца «Хосё», 1923 г. Слева видны мачта радиоантенны и одна из труб, опущенные в горизонтальное положение на время посадочных операций.
Первая посадка самолёта (палубного истребителя «Мицубиси» 1MF) на палубу авианосца «Хосё», 1923 г. Слева видны мачта радиоантенны и одна из труб, опущенные в горизонтальное положение на время посадочных операций.
Этот же истребитель и его пилот Уильям Джордан сразу после посадки. Хорошо виден японская версия аэрофинишёра «британского типа» с продольным расположением тросов – в связи с низкой посадочной скоростью главной проблемой всё ещё было не затормозить самолёт, а не допустить сноса лёгкой машины с посадочной палубы при сильном порыве ветра.
Этот же истребитель и его пилот Уильям Джордан сразу после посадки. Хорошо виден японская версия аэрофинишёра «британского типа» с продольным расположением тросов – в связи с низкой посадочной скоростью главной проблемой всё ещё было не затормозить самолёт, а не допустить сноса лёгкой машины с посадочной палубы при сильном порыве ветра.

22 февраля 1923 г. британский лётчик-испытатель «Мицубиси» Уильям Джордан совершил первую посадку на палубу «Хосё», а спустя два месяца на авианосец сел и первый японский пилот, лейтенант Сюнити Кира. На долгие годы «Хосё» стал, прежде всего, экспериментальной платформой Императорского флота – на нём обучались пилоты и технический персонал, тестировались самолёты, отрабатывалась организация взлётно-посадочных и палубных операций, различные виды авиа­фи­ни­шёров и аварийных барьеров, оптические системы посадки и т.д. Словом, всё то, что в недалёком будущем обеспечит впе­чат­ля­ющий рывок японской палубной авиации.

Продолжение следует...