Найти в Дзене

Из бывших: трек-тест Skoda Octavia RS

Оглавление

Текст: Антон Ширяев

  Skoda  Octavia RS предлагается в России в 4 вариантах: это лифтбек с  6-ступенчатой механикой или DSG аналогичного диапазона и универсал с  теми же коробками. Цены стартуют с отметки в 2 196 000 руб. за  трёхпедальный лифтбек. Универсал обойдётся минимум в 2 276 000 руб.  Доплата за DSG составляет 40 000 руб.
Skoda Octavia RS предлагается в России в 4 вариантах: это лифтбек с 6-ступенчатой механикой или DSG аналогичного диапазона и универсал с теми же коробками. Цены стартуют с отметки в 2 196 000 руб. за трёхпедальный лифтбек. Универсал обойдётся минимум в 2 276 000 руб. Доплата за DSG составляет 40 000 руб.

На протяжении всех нулевых и в начале десятых рынок «горячих» хэтчбеков в России медленно, но верно рос и развивался. Подобные машины да ещё и в нескольких классах предлагали все, у кого они были в гамме. В лучшие годы в нашей стране продавались Ford Focus ST и RS, Renault Clio и Megane RS, Opel Corsa и Astra OPC, Dodge Caliber SRT-4, Mazda3 MPS, Volkswagen Golf GTI и R, Honda Civic Type-R, Volvo C30 T5 и, конечно же, Skoda Fabia и Octavia RS. А незадолго до краха авторынка испанцы из SEAT объявили о скором прибытии к нам Leon Cupra. И это мы не упоминали топовые версии немецких премиум-хэтчбеков. Но даже несмотря на всё разнообразие, выбор большинства покупателей сводился к двум машинам.

В  Европе Octavia RS предлагается также с дизельным мотором 2.0 TDI,  который выдаёт 184 л.с. и 380 Нм. Такие машины доступны как с передним,  так и с полным приводом. В последнем случае коробка –исключительно DSG.  На вершине европейской RS-гаммы –Octavia RS245 с более мощным мотором,  самоблоком и более выносливой 7-ступенчатой коробкой DQ500.
В Европе Octavia RS предлагается также с дизельным мотором 2.0 TDI, который выдаёт 184 л.с. и 380 Нм. Такие машины доступны как с передним, так и с полным приводом. В последнем случае коробка –исключительно DSG. На вершине европейской RS-гаммы –Octavia RS245 с более мощным мотором, самоблоком и более выносливой 7-ступенчатой коробкой DQ500.

Те, кто жаждал рекордов на гоночных трассах, покупали Renault Megane RS, которая в те годы носила титул самой быстрой переднеприводной машины на «Северной петле» Нюрбургринга. Ну а если нужна была «городская ракета», то ничего лучше Skoda Octavia RS было не найти. Просторный салон, огромный багажник и главное преимущество –«робот» DSG, аналогов которому не было у конкурентов. И пусть мотор чешского хот-хэтча выдавал всего 200 л.с., зато налог на него был небольшой, да и расход топлива радовал глаз и кошелёк. С тех пор много воды утекло. Моторы большинства хот-хэтчей выдают около 300 л.с., только вот самих этих хот-хэтчей на рынке не осталось. Дольше всех держались Ford с Focus ST, да Volkswagen с Golf GTI и R, но и они с рестайлингами базовых моделей от «заряженных» версий в России отказались.

Рестайлинг  принёс новую мультимедиа-систему Columbus с 9-дюймовым дисплеем, а  также ещё большую площадь накладок из маркого глянцевого пластика.  Рулевое колесо получило обогрев –оно тут такое же, как на других  «заряженных» машинах VAG и отличается лишь накладкой на ступицу.
Рестайлинг принёс новую мультимедиа-систему Columbus с 9-дюймовым дисплеем, а также ещё большую площадь накладок из маркого глянцевого пластика. Рулевое колесо получило обогрев –оно тут такое же, как на других «заряженных» машинах VAG и отличается лишь накладкой на ступицу.

Так что получается, у Octavia просто нет конкурентов? В этом смысле «заряженная» Skoda, что оставшийся в постреволюционной России представитель старых правящих классов. Старые друзья-конкуренты бежали в эмиграцию, а он остался один в окружении совсем новых хозяев жизни. У «ЭрЭски» действительно нет прямых конкурентов, зато чуть дешевле и дороже – в достатке. Как вам KIA Optima GT с 2.0-литровым турбомотором мощностью 240 л.с. – на 10 л.с. больше, чем у Skoda, –и ценой на 400 000 руб. меньше?

А совсем уж «дикая» BMW 140i с 340-сильной рядной «шестёркой» с наддувом, которая стоит всего на 200 000 руб. дороже? По идее Skoda должна быть спортивнее KIA и удобнее в повседневной жизни, чем BMW, предлагая золотую середину по цене, но то теория. В сегодняшней статье мы посмотрим, насколько Octavia RS хороша на треке, а спустя ровно неделю мой коллега Сергей Удачин вынесет вердикт Skoda как быстрому автомобилю на каждый день.

Спортивные  кресла хороши! В них и в дальней дороге не устаёшь, и в поворотах на  треке не вываливаешься.   Цепкая тканевая обивка позволяет  компенсировать не слишком большую высоту валиков боковой поддержки,  которые и позволяют принять более расслабленную посадку на обычных  дорогах.
Спортивные кресла хороши! В них и в дальней дороге не устаёшь, и в поворотах на треке не вываливаешься. Цепкая тканевая обивка позволяет компенсировать не слишком большую высоту валиков боковой поддержки, которые и позволяют принять более расслабленную посадку на обычных дорогах.

Немецкая классика

Хот-хэтчи (как и многое другое в автопроме) в их современном виде придумали немцы. Группа инженеров Volkswagen в свободное от работы время построила мощную версию Golf I с зажатой подвеской и более производительными тормозами и попала в яблочко. Быстрые компакты существовали тогда и в Италии, и в Англии, но именно немецкий рецепт стал самым успешным. Немного форсировать мотор, зажать подвеску, увеличить колею, добавить мощи тормозам, и хот-хэтч готов. Octavia RS приготовлена именно по этому рецепту –ни прибавить, ни убавить. Никаких тебе сложных подвесок с отдельными поворотными кулаками, умного полного привода или мотора с необычайно большим числом цилиндров. В этом году «заряженная» Skoda, как и остальные представители семейства Octavia, подверглась рестайлингу, в ходе которого изменилась не только внешне.

Общая  конфигурация приборной панели такая же, как на других Octavia, но  излишнее украшательство шкал на версии RS привело к тому, что читаемость  ухудшилась по сравнению с базовым лифтбеком.
Общая конфигурация приборной панели такая же, как на других Octavia, но излишнее украшательство шкал на версии RS привело к тому, что читаемость ухудшилась по сравнению с базовым лифтбеком.

Двигатель 2.0 TSI выдаёт теперь 230 л.с. – на 10 л.с. больше, чем раньше, а задняя колея увеличилась на 30 мм. Стала богаче и комплектация, но рассказ о новом мультимедиа-комплексе и системах активной безопасности прибережём для следующего материала о машине. Меня же куда больше интересует другая опция –для «ЭрЭски» теперь доступны электронно-управляемые амортизаторы DCC (Dynamic Сhassis Control), которые позволяют менять характер машины. Не знаю, насколько мягкой RS может быть в городе в режиме Comfort, но на трассе, понятное дело, настройки рулевого управления, амортизаторов, педали газа и DSG один раз и навсегда были переведены в спортивный режим.

Мультимедиа-система  Columbus позволяет вывести на дисплей данные о мгновенном давлении  наддува, скорости и боковой перегрузке. Неплохое развлечение для  пассажира, ибо водителю отвлекаться на эти данные решительно нет  возможности.
Мультимедиа-система Columbus позволяет вывести на дисплей данные о мгновенном давлении наддува, скорости и боковой перегрузке. Неплохое развлечение для пассажира, ибо водителю отвлекаться на эти данные решительно нет возможности.

Фейк, фейк, фейк

Кто сказал, что у настоящего хот-хэтча должен быть громогласный выхлоп и самоблокирующийся дифференциал? Настоящий хот-хэтч XXI века должен создавать впечатление, что они у него есть. На треке под полным газом Octavia ревёт на разгоне и отплёвывается под сброс газа, как большая и серьёзная спортивная машина, вот только весь этот звук идёт из динамиков! Снаружи двигатель RS почти не слышно – так, банальный свист турбины, как у какой-нибудь Octavia 1.4 TSI. Самое забавное, что звук выхлопа можно и приглушить – настройки симпозера зависят от выбранного режима движения, а Individual mode позволяет приглушить звук, сохранив спортивность шасси и силового агрегата.

Настройки  рулевого управления, подвески и педали газа можно менять нажатием  кнопки RS Mode. Самое приятное, что, помимо предустановленных сетапов,  есть возможность и индивидуальной настройки. Но на треке вариант один  –спортрежим.
Настройки рулевого управления, подвески и педали газа можно менять нажатием кнопки RS Mode. Самое приятное, что, помимо предустановленных сетапов, есть возможность и индивидуальной настройки. Но на треке вариант один –спортрежим.

То же касается и дифференциала повышенного трения, которого на Skoda... нет. Настоящий самоблок положен лишь в большей степени ориентированной на трек версии RS245, которую в России не продают. На нашей «ЭрЭске» установлена лишь система XDS+ – электронная имитация работы «диффа», посредством подтормаживания разгруженного внутреннего колеса. Уже начали переживать за тормоза на треке? Расслабьтесь, ведь тормоза – единственное, к чему ни у кого из членов жюри не возникло претензий. А вот система XDS+ на треке себя не оправдывает, поскольку Octavia RS по-прежнему не позволяет открываться на выходе из поворотов столь же рано, как на машинах с настоящим самоблоком.

Тормоза  –главный приятный сюрприз, который преподнесла нам Octavia RS. Они  порадовали не только эффективностью, но и долговечностью. Даже к концу  дня педаль не стала мягче, а ведь имитация самоблока XFS+ использует  именно тормоза для изменения вектора тяги.
Тормоза –главный приятный сюрприз, который преподнесла нам Octavia RS. Они порадовали не только эффективностью, но и долговечностью. Даже к концу дня педаль не стала мягче, а ведь имитация самоблока XFS+ использует именно тормоза для изменения вектора тяги.

Ещё один предмет для критики со стороны пилотов – работа подвески в повороте. У Алексея Васильева есть целая теория на этот счёт: «В повороте загруженное колесо скачет. Возможно, настройки амортизаторов на отбой слишком мягкие. Впечатление такое, что пружина отжимает вжатый амортизатор, и он, в свою очередь, разбалтывает колёса. Вот и при разгоне с места колеса подскакивают на зацепе». Интересно, что при этом расширенная задняя колея никакого отрицательного влияния на баланс шасси не оказывает. Как и раньше, Skoda охотно вкручивается в поворот под сброс газа. А сбрасывать его придётся, ведь проблемы с реализацией мощности, характерные для машины прошлого поколения, никуда не делись.

В  спортивном режиме подвеска практически не допускает кренов, и на входе в  поворот машина ведёт себя монолитно, но на выходах надо быть очень  осторожным – в ответ на слишком резкое нажатие на газ машина начинает  прыгать, а переднюю ось сильно сносит.
В спортивном режиме подвеска практически не допускает кренов, и на входе в поворот машина ведёт себя монолитно, но на выходах надо быть очень осторожным – в ответ на слишком резкое нажатие на газ машина начинает прыгать, а переднюю ось сильно сносит.

Мощный турбомотор, передний привод, обычная передняя подвеска со стойками McPherson, открытый дифференциал, – у Octavia RS просто нет козыря в рукаве ни при стартах с места, ни на выходах из медленных поворотов. Не понимаю, как ездят многие владельцы Octavia RS с тюнингованными до 300 л.с. двигателями, если даже на 230-сильной Skoda в ответ на чересчур оптимистичное нажатие на правую педаль следует снос передней оси. Увлекательной езда по треку с такими настройками может показаться лишь тем, кто никогда не ездил на других «горячих» хэтчбеках. Но я ездил, поэтому даже на фоне Renault Megane RS или Opel Astra OPC 5-летней давности, впечатление Octavia не производит.

По  сравнению с европейскими Octavia, клиренс RS-версии понижен на 15 мм,  но разница с машинами в российской спецификации ещё больше и составляет  29 мм. Красивые 18-дюймовые колёсные диски – опция всего за 10 800 руб.  Если же дооснастить Octavia RS всеми доступными опциями, то цена  составит 2 716 900 руб. Как Audi А5 Sportback с аналогичным мотором!
По сравнению с европейскими Octavia, клиренс RS-версии понижен на 15 мм, но разница с машинами в российской спецификации ещё больше и составляет 29 мм. Красивые 18-дюймовые колёсные диски – опция всего за 10 800 руб. Если же дооснастить Octavia RS всеми доступными опциями, то цена составит 2 716 900 руб. Как Audi А5 Sportback с аналогичным мотором!

Не в своей тарелке

Skoda Octavia RS никогда не была трековой королевой, она ей и не стала. Ни смена поколений, ни рестайлинг не меняют ситуацию. С другой стороны, на чешском хэтчбеке на гоночную трассу иногда всё же можно выезжать, особенно если это ваш первый хот-хэтч. Та же KIA Optima GT для трека вообще не годится! И я бы по-прежнему считал Octavia RS разумным выбором, если бы не существование BMW 140i. Обновлённую «единичку» на асфальт Moscow Raceway я не выводил, но на дореформенной M135i ездил достаточно много, и это было круто. Поэтому, если для вас хот-хэтч немыслим без трек-дней, то Skoda вам покупать не стоит. Ну а если вас удовлетворит просторная, хорошо оснащённая машина с большим багажником и мощным мотором, то... читайте нашу статью через неделю!