Сложнее всего родителю ОТПУСТИТЬ своего ребенка. Дать ему свободу самостоятельных действий.
"Как он там дома один? Не сунул ли палец в розетку?"
Сердце кровью обливается, накручивая всевозможные варианты событий.
"Смотрит ли на дорогу, переходя её?"
Места себе не находишь, тревожно глядя в окно.
"Наверно, уже и курить пробовал? С умом ли потратил деньги? Пользовались ли презервативами? Не пьют ли палёную водку?"
И прочая, и прочая. Нескончаемый процесс беспокойства, которому нет конца.
Наша тревога связана с тем, что ребенок из всех возможных вариантов может выбрать ошибочный. Чтобы этого не произошло, чтобы минимизировать ошибки родитель тренирует своего отпрыска на правильный ответ. Это "можно", это - "нельзя". Что, в общем-то, логично. Зная правильный ответ, сложно ошибиться.
Проблема в том, что тренировка "на правильный ответ" работает в очень узком сегменте всех возможных вариантов. Другими словами, это работает только совсем с маленьким ребенком. Когда свобода действий минимальна. Когда твой мир не больше квартиры, дома.
"Нельзя открывать окно, нельзя трогать нож".
Когда мир увеличивается до размеров детсада, двора, школы- это работать уже не будет. Количество людей в твоем окружении увеличивается. Общаясь, ты начинаешь замечать, что твое "нельзя" для кого-то оказывается "можно".
Тогда, при воспитании, вводится следующая функция "если". Если выполняется ряд условий, то "можно". И наоборот - "нельзя".
"Можно посмотреть телевизор, если уберешь игрушки."
Но и здесь есть свои ограничения. Условия, определяющие "можно - нельзя", должны быть немногочисленны. Потому, как в длинном перечне условий чего-то можно забыть или на что-то "забить" , подменяя "нельзя" на "можно".
Ребенок растет мир, становясь всё больше, обрастает уже РАСПИСАНИЯМИ, ПРАВИЛАМИ и ЗАКОНАМИ.
Когда же мир безграничный, как вселенная, при максимальной свободе выбора, поведение человека контролируется ЗАПОВЕДЯМИ, МОРАЛЬЮ.
Чем больше свободы выбора у человека, тем сильнее должен быть самоконтроль. Только внутренние правила, убеждения, принципы, которые формируются в жизненную философию, в идею, в веру держат ВЗРОСЛОГО человека "на плаву". Иначе, быстрое саморазрушение и смерть.
Воспитывая ребенка, первоначально, СНАРУЖИ строим "стену" из "нельзя" и "можно". Затем показываем, как эту "стену" можно самому двигать. И наконец, возводим "стену" ВНУТРИ, убирая все ограничения снаружи.
При ЛЮБОМ обучении человек проходит через схожие процессы. Только обучаясь "взросление" происходит быстрее. При этом последовательность этапов нужно сохранять (начинать нужно с "запретов"). Иначе в сознании человека не будет основ для формирования КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Рассмотрим примеры при обучении вождению:
Сначала ЗАПРЕТЫ:
"...Нельзя смотреть на рычаг при переключении передачи... нельзя на большой скорости тормозить с нажатым сцеплением..."
Затем ВЫБОР:
"...под левой ногой - переднее левое колесо, под правой - середина машины... чем у́же дорога, тем медленнее скорость... если никого нет, поворотник включать не обязательно... при повороте руля в левую сторону, начинает крутить руль правая рука и равно наоборот..."
И, наконец, внутренний САМОКОНТРОЛЬ:
"...Я никуда не тороплюсь, время для меня не имеет значения... если не я не уверен - всех пропущу... я никому не мешаю..."
В отзывах своих учеников я и учитель, и гуру, и сэнсэй, и бог знает, какими еще меня наградят именами. А как же по-другому? Ведь у меня есть ЗНАНИЯ! От того и уверенность, что всё получится. На занятиях моего ученика ждут и радости, и разочарования, страхи и победы. Только моя запредельная уверенность придает ему силы преодолеть то, что порой кажется и невозможным. Ведь результат этой "игры" мне заведомо известен - мы победим и ТЫ БУДЕШЬ ВОДИТЬ!
Ну как?! Уже хочется ко мне на занятие попасть? А то!!! Это вам не в автошколе "Я не смогу водить! Я не умею парковаться! Боюсь, боюсь. Не буду!"
Тута НАУКА. Не может не получиться!!!
Пора мне, утро уже. Сегодня еще две вселенные нужно закончить строить).