Цифровизация – это не столько модный тренд, столько острая необходимость начинать сокращать убытки, снижать аварийность, упрощать и делать прозрачными все процессы, и наконец, улучшать сервисы для людей и наращивать собственный технологический опыт.
Про космос
Мы замахнулись на космос и создали большой инновационный продукт, который полезен не только маленькой группе людей, но целому региону и даже стране. И вот что у нас получилось.
Создание прозрачного и функционального центра управления транспортными сервисами для жителей того или иного региона было нашей основной задачей, а курс на всеобщую цифровизацию только помог нашему развитию и уверенности в проекте.
Про людей
Представьте, что Борис - обычный человек, который стоит на остановке в городе, предположим, Ералашино и ждет своего автобуса. Транспорта нет и нет, хотя в расписании на остановке сказано, что автобус ходит каждые 10 минут. И Борис ждет.
У него в смартфоне даже есть специальное приложение, которое показывает, когда и какой автобус приедет на остановку. Более того, как сообщает это приложение, прямо в эту минуту мимо Бориса проезжает нужный автобус, а десять минут назад проехал еще один. Но проблема в том, что он не видел ни одного из них. Потому что на самом деле автобусов не было.
Нет, эта история не про суслика, она про качество сервиса для людей.
Условный Борис, стоящий на остановке в Ералашино, скорее всего опоздал куда бы ни ехал. И к сожалению, это не единичный случай. Дело не в том, что приложение “глючит”, а в том, что перевозчики обманывают нас и самих себя и администрацию г. Ералашино.
Что делать? Стимулировать власть принимать новые решения. Говорить и предлагать, а не надеяться, что все само собой решится.
Как все происходит
Все процессы связаны друг с другом. Если дворы не убирают от снега и мусора, если дороги сплошь в дырах, а автобусы ездят ужасно или не ездят вовсе, то это не значит, что на высшем уровне нас решили “кинуть”. Обычно все наоборот.
Но проблема заключается в том, что правила, установленные на высшем уровне, исполняются промежуточными звеньями либо никак, либо неохотно. А стоять над каждым не хватит ни денег, ни сил, поэтому проблему решать придется самим, и вот тут “цифра” просто необходима.
Мало кто интересовался, но во многих регионах давно созданы или создаются единые навигационные системы (сокращенно РНИС) - своеобразные хранилища больших данных о работе транспорта. Все пассажирские, школьные автобусы, дорожная и уборочная техника должны быть оснащены навигацией и передавать данные о своей работе в РНИС (маршруты, километраж, расписание, рейсы и т.д.).
Задача РНИСов - сделать прозрачными все процессы управления транспортной отраслью от губернатора до простого жителя, причем с трехсторонней выгодой. Однако сделать качественную систему пока не получилось (или не захотелось) ни одному региону, кроме Московской области. И вот тут поподробнее.
Перевозчики сегодня, зачастую, работают недобросовестно: не выполняют требования регионов, плохо соблюдают расписания, передают “фейковые” данные, ездят с нарушениями и катастрофической аварийностью и многое другое. То же самое с уборочной, дорожной техникой и т.д.
Тем временем в Московской области (МО) внедрили РНИС, которая может анализировать не только передвижения транспорта, но еще определять стиль вождения водителей, предотвращать ДТП, сокращать расходы на содержание автопарков, формировать рейтинги “хороших” и “плохих” водителей и т.д., и главное – контролировать выполнение транспортной работы.
Благодаря специальным алгоритмам, система Подмосковья не позволяет недобросовестным компаниям себя “обмануть”. Данные о выполненных работах и жалобах граждан в режиме он-лайн поступают на так называемый “планшет губернатора”, где агрегируются в единую базу данных. Таким образом, власти всегда получают достоверную информацию о том, что происходит в регионе по всем видам подключенного транспорта.
Единая платформа для транспорта за счет одних и тех же данных (на базе телеметрии) обеспечивает необходимой информацией всех заинтересованных лиц:
- Власти региона получают функциональный инструмент контроля и управления транспортной работой.
- Предприятия начинают качественно выполнять свою работу, потому что стали прозрачными как для пассажиров, так и для властей.
- Люди получают качественный сервис, формируется доверие к властям.
Чем прозрачнее и жестче контроль промежуточных уровней, тем лучше работает система. Вспомним Бориса из Ералашино. Будь контроль прозрачным и жестким, он бы никуда не опоздал, а приложение для отслеживания общественного транспорта не показывало бы несуществующие автобусы.
Тут и начинается “умный” город, если все делать по уму.