А не пойти ли нам на Немигу?
Практически во всех, основанных еще во времена мрачного средневековья, беларуских, а уж тем более украинских, городах в исторических центрах имеется услаждающий глах туриста традиционный набор из какого-нибудь замка, площади Рынок с ратушей, многочисленных храмов и монастырей босоногих братьев бернардинцев или иезуитов, и нескольких кварталов гражданской застройки.
А вот Минску не повезло. Возникший во времена Повести временных лет, получивший Магдебургское право в период Речи Посполитой, город, ставший столицей современной Беларуси, напрочь утратил свой оригинальный исторический центр. И виной этому не только градостроительные решения XIX века, продиктованные решениями политическими, или разрушения последней войны, а скорее та градостроительная концепция последних десятилетий ХХ века, которая, руководствуясь лозунгом "Мы застроим наше будущее", полностью сменила картинку городского ландшафта. В итоге мы получили наверное единственную столицу одной из братских республик в составе СССР без какого-либо национального колорита и связанной с национальной историей архитектуры, целиком устремленную в прекрасное далеко со сталинскими проспектами, многочисленными спортивными сооружениями и общественными лужайками.
Однако на этом пути торжества беларуской урбанистики встречались и курьезные моменты. Как-то как раз после тотальной зачистки Немиги и Замчища, где от замка не осталось даже фрагментов старых валов, в канун Олимпиады 80 в Минск приехал Леонид Ильич Брежнев. По какой-то неясной причине Леонид Ильич неоднократно порывался пойти посмотреть старый город (Где здесь у вас Старое место, как в Варшаве?), которого к тому времени практически не существовало. Как отвертелись, не знаю, но ошибку решили исправить, не показывать же в следующий раз генсеку трущебы. Первым делом в 80-е годы согласно проекту снесли практически все Троицкое предместье, оставив один квартал рядовой застройки XIX века в основе которой лежали более ранние фундаменты. Вот из него и сделали образцово-показательное Старое Место ;-), которое сейчас демонстрируют туристам и любят минчане.
Чуть позже, а особенно в последнее десятилетие, фокус повторили с Верхним городом, где с ростом национального самосознания путем строительства новоделов и вытаскивания отдельных объектов из более поздней застройки попытались искусственно собрать хоть какой-то образ исторического центра города так, как его себе представляют современные беларуские архитекторы. Насколько это получилось, давайте посмотрим вместе с вами.
Наше путешествие в ткань "исторического Минска" началось с поиска парковки. Нашел я ее у высотного здания из стекла и бетона в котором находится беларуская телекоммуникационная компания Velcom. Хорошее начало. Далее мы устремились пешком по улице Зыбицкой в сторону Площади 8 Марта и безымянного моста через Свислочь.
Монастыри представляли своеобразную крепость. Мужской корпус с церковью образовывали её юго-западную сторону. Женский корпус - северо-восточную. Между собой их соединяла крытая галерея с маленькими окнами-бойницами, одновременно бывшая в своём нижнем ярусе въездной брамой. С четвёртой стороны на плане ничего нет, но весьма вероятно, что первоначально монастырский двор всё-таки замыкала каменная стена: она упоминается в документах XVII века ("...ограда каменная и бои верхние и нижние»"). Жемчужиной комплекса была церковь - однонефовый храм без башен с пятигранной апсидой, перекрытой крестовыми сводами, опирающимися на массивные внутренние контрфорсы. К готике отсылают высокие стрельчатые окна, гранёная форма апсиды, своды, контрфорсы. Ренессанс - это главный фасад, весь построенный на сочетании пилястр коринфского ордера, а в фигурном щите уже чувствуется барочное влияние. Источник
Главной же художественной особенностью Святодуховской церкви стала роспись плоских ниш на фасаде фресками, изображающими святых. Структура размещения ниш и порядок их заполнения фресками соответствовали православному иконостасу. Искусствоведы радостно потирают руки - такое почти не встречается в культовой архитектуре Европы: чтобы иконостас да сразу на фасаде.
Резюме: Как мы видим, Минск один из тех городов бывшего Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, который практически полностью утратил свой исторический облик. Однако по странной причуде руководства СССР его попытались воссоздать в меру своей испорченности местные реставраторы. И все бы ничего, более того, это воссоздание могло бы послужить примером для ряда российских городов, полностью, в силу ряда причин, утративших свое наследие, но на примере Минска случилась странная подмена понятий в беларуской реставрации. Этот весьма спорный и отчасти курьезный опыт "от безысходности" в стремлении подражать цивилизованной Европе был взят во главу угла реставрации нынешней. Теперь каждый колхозный беларуский строитель мнит себя архитектором, а потом и реставратором, восспроизводя под копирку этот уникальный минский опыт серийно, пытаясь застроить наше будущее сомнительными новоделами под старину, при этом снося другой рукой направо и налево остатки подлинного национального достояния.
А что здесь такого? Оригинальное наследие выглядит не презентабельно и не понятно, то ли дело свежеошутукатуренные разноцветные домики под ондулином с каминными трубами.
Для этого кейса как никогда кстати уместна цитата Лотмана - реставрация это узаконенная форма уничтожения наследия.
Оригинал поста с обсуждением в моем блоге starcom68
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен
#Беларусь #Минск #Архитектура #Храмы #Реставрация