Найти тему
starcom68

Минск. Верхний город и Троицкое предместье

А не пойти ли нам на Немигу?

Практически во всех, основанных еще во времена мрачного средневековья, беларуских, а уж тем более украинских, городах в исторических центрах имеется услаждающий глах туриста традиционный набор из какого-нибудь замка, площади Рынок с ратушей, многочисленных храмов и монастырей босоногих братьев бернардинцев или иезуитов,  и нескольких кварталов гражданской застройки.
А вот Минску не повезло. Возникший во времена Повести временных лет, получивший Магдебургское право в период Речи Посполитой, город, ставший столицей современной Беларуси, напрочь утратил свой оригинальный исторический центр. И виной этому не только градостроительные решения XIX века, продиктованные решениями политическими, или разрушения последней войны, а скорее та градостроительная концепция последних десятилетий ХХ века, которая, руководствуясь лозунгом "Мы застроим наше будущее", полностью сменила картинку городского ландшафта. В итоге мы получили наверное единственную столицу одной из братских республик в составе СССР без какого-либо национального колорита и связанной с национальной историей архитектуры, целиком устремленную в прекрасное далеко со сталинскими проспектами, многочисленными спортивными сооружениями и общественными лужайками.

Однако на этом пути торжества беларуской урбанистики встречались и курьезные моменты. Как-то как раз после тотальной зачистки Немиги и Замчища, где от замка не осталось даже фрагментов старых валов, в канун Олимпиады 80 в Минск приехал Леонид Ильич Брежнев. По какой-то неясной причине Леонид Ильич неоднократно порывался пойти посмотреть старый город (Где здесь у вас Старое место, как в Варшаве?), которого к тому времени практически не существовало. Как отвертелись, не знаю, но ошибку решили исправить, не показывать же в следующий раз генсеку трущебы. Первым делом в 80-е годы согласно проекту снесли практически все Троицкое предместье, оставив один квартал рядовой застройки XIX века в основе которой лежали более ранние фундаменты. Вот из него и сделали образцово-показательное Старое Место ;-), которое сейчас демонстрируют туристам и любят минчане.
Чуть позже, а особенно в последнее десятилетие, фокус повторили с Верхним городом, где с ростом национального самосознания путем строительства новоделов и вытаскивания отдельных объектов из более поздней застройки попытались искусственно собрать хоть какой-то образ исторического центра города так, как его себе представляют современные беларуские архитекторы. Насколько это получилось, давайте посмотрим вместе с вами.

Наше путешествие в ткань "исторического Минска" началось с поиска парковки. Нашел я ее у высотного здания из стекла и бетона в котором находится беларуская телекоммуникационная компания Velcom. Хорошее начало. Далее мы устремились пешком по улице Зыбицкой в сторону Площади 8 Марта и безымянного моста через Свислочь.

 Первую достопримечательность на улице Зыбицкой я бездарно профукал, поэтому использую чужое фото из Wikimapia.org. Поняли что расположено по бокам и за этим небольшим домиком под номером 3 по улице Зыбицкой?
Первую достопримечательность на улице Зыбицкой я бездарно профукал, поэтому использую чужое фото из Wikimapia.org. Поняли что расположено по бокам и за этим небольшим домиком под номером 3 по улице Зыбицкой?
Пройдя метров 300 оборачиваемся. Вдалеке офис Velcom , а справа историческая застройка Верхнего города с многочисленными барами, слева за забором строительство гостиницы и развлекательного центра. По непроверенным сведениям, большинство "деревянных" домиков по правую руку новодельные.
Пройдя метров 300 оборачиваемся. Вдалеке офис Velcom , а справа историческая застройка Верхнего города с многочисленными барами, слева за забором строительство гостиницы и развлекательного центра. По непроверенным сведениям, большинство "деревянных" домиков по правую руку новодельные.
Здание на перекрестке Зыбицкой и Герцена. Внутри бар, на стене мемориальная доска, рассказывающая о том, что мы нахожимся на территории Верхнего города - исторического центра Минска XVI-XIX вв., комплексного памятника археологии, градостроительства, архитектуры, истории, революционной и боевой славы народа. находится под охраной государства.
Обратите внимание как оформлен фасад здания, а точнее двери и крыльца. Входные двери есть, ступени размечены, а само крыльцо справа отсутствует. И далее этот элемент оформления фасада повторяется еще дважды.Что хотел сказать этим архитектор? Восстановить историческое оформление фасада? Но почему тогда единственные рабочие входные двери выполнены из стекла, а не оформлены в едином стиле? Почему ритм ступеней другой и зачем этот кованный козырек?
Здание на перекрестке Зыбицкой и Герцена. Внутри бар, на стене мемориальная доска, рассказывающая о том, что мы нахожимся на территории Верхнего города - исторического центра Минска XVI-XIX вв., комплексного памятника археологии, градостроительства, архитектуры, истории, революционной и боевой славы народа. находится под охраной государства. Обратите внимание как оформлен фасад здания, а точнее двери и крыльца. Входные двери есть, ступени размечены, а само крыльцо справа отсутствует. И далее этот элемент оформления фасада повторяется еще дважды.Что хотел сказать этим архитектор? Восстановить историческое оформление фасада? Но почему тогда единственные рабочие входные двери выполнены из стекла, а не оформлены в едином стиле? Почему ритм ступеней другой и зачем этот кованный козырек?
Вид вверх по улице Герцена. Справа комплекс "Монастырский" в порядке удаления: археологический музей, бар, ресторан, отель.
Вид вверх по улице Герцена. Справа комплекс "Монастырский" в порядке удаления: археологический музей, бар, ресторан, отель.
Вдалеке справа виднеется здание мужского бернардинского монастыря, а в перспективе улица Герцена упирается в комплекс монастыря базилианок. Как мне кажется, здания всего квартала справа принадлежали братьям бернардинцам, но меня очень смущает разнородная и не аккуратная, а местами просто современная кладка на ближних строениях. Обратите внимание как сделана мостовая. Куда сейчас без любимой плитки даже на исторической улице? Но нечто подобное булыжной мостовой проходит узкой полоской вдоль стен.
Вдалеке справа виднеется здание мужского бернардинского монастыря, а в перспективе улица Герцена упирается в комплекс монастыря базилианок. Как мне кажется, здания всего квартала справа принадлежали братьям бернардинцам, но меня очень смущает разнородная и не аккуратная, а местами просто современная кладка на ближних строениях. Обратите внимание как сделана мостовая. Куда сейчас без любимой плитки даже на исторической улице? Но нечто подобное булыжной мостовой проходит узкой полоской вдоль стен.
Схема квартала на стене археологического музея. радует сочетания музея археологии, музея каратэ и музея минской конки
Схема квартала на стене археологического музея. радует сочетания музея археологии, музея каратэ и музея минской конки
Пройдем дальше по Зыбицкой улице до следующего перекрестка с улицей Кирилла и Мефодия. Слева салон красоты, справа непонятно чего, а вот чуть далее выглядывает здание женского бернардинского монастыря, а напротив него мужского. В перспективе - гостиный двор. Туда мы вернемся чуть позднее.
Пройдем дальше по Зыбицкой улице до следующего перекрестка с улицей Кирилла и Мефодия. Слева салон красоты, справа непонятно чего, а вот чуть далее выглядывает здание женского бернардинского монастыря, а напротив него мужского. В перспективе - гостиный двор. Туда мы вернемся чуть позднее.
А теперь выйдем к реке Свислочь и поднимемся на безымянный мост (1967 г.). Интересно что на мосту встречаются две улицы Немига и Максима Богдановича, но сам мост сейчас названия не имеет. Вид с моста на возводимую в районе бывшей рыночной площади (Нижний рынок) историческую недвижимость.
А теперь выйдем к реке Свислочь и поднимемся на безымянный мост (1967 г.). Интересно что на мосту встречаются две улицы Немига и Максима Богдановича, но сам мост сейчас названия не имеет. Вид с моста на возводимую в районе бывшей рыночной площади (Нижний рынок) историческую недвижимость.
Когда-то на месте современного моста был расположен самый известный мост средневекового Минска - Хлусов, соединявший Нижний рынок с расположенным на правом берегу Свислочи Троицким предместьем. В перспективе здание Национального выставочного центра "БелЭкспо". В 2017 году начался снос этого квартала по правому берегу Свислочи инвестором из ОАЭ. Обещал сохранить четыре исторических здания чудом сохранившиеся от Троицкого монастыря базилианок.
Когда-то на месте современного моста был расположен самый известный мост средневекового Минска - Хлусов, соединявший Нижний рынок с расположенным на правом берегу Свислочи Троицким предместьем. В перспективе здание Национального выставочного центра "БелЭкспо". В 2017 году начался снос этого квартала по правому берегу Свислочи инвестором из ОАЭ. Обещал сохранить четыре исторических здания чудом сохранившиеся от Троицкого монастыря базилианок.
По другую сторону моста - Троицкое предместье, а точнее то, что от него осталось
По другую сторону моста - Троицкое предместье, а точнее то, что от него осталось
Спустимся под мост и посмотрим на левый берег Свислочи и Высокий город, откуда мы только что пришли. На переднем плане здания как бы XVIII века (?), за ними выглядывает православный кафедральный собор Святого Духа, бывший костел Рождества Девы Марии монастыря бернардинок.
Спустимся под мост и посмотрим на левый берег Свислочи и Высокий город, откуда мы только что пришли. На переднем плане здания как бы XVIII века (?), за ними выглядывает православный кафедральный собор Святого Духа, бывший костел Рождества Девы Марии монастыря бернардинок.
Троицкое предместье из под моста открывается во всей красе. Рядовая мещанская застройка конца XIX века стилизована под средневековую архитектуру так как ее представляют современные архитекторы. Да, это не Львов и даже не Варшава... Для города с богатейшей историей конечно выглядит диковато и убого. Но, для любой российской провинции, где нет никакой архитектуры кроме хрущевок это хороший пример, как можно из трущоб сделать конфекту, особенно если на это есть воля генсека. Понятно, что здесь еще поработали архитекторы и дизайнеры последнего десятилетия добавив примерно 2/3 откровенных новоделов и попсы, но основа сохранения и реконструкции квартала была заложена еще в 1980-е годы.
Троицкое предместье из под моста открывается во всей красе. Рядовая мещанская застройка конца XIX века стилизована под средневековую архитектуру так как ее представляют современные архитекторы. Да, это не Львов и даже не Варшава... Для города с богатейшей историей конечно выглядит диковато и убого. Но, для любой российской провинции, где нет никакой архитектуры кроме хрущевок это хороший пример, как можно из трущоб сделать конфекту, особенно если на это есть воля генсека. Понятно, что здесь еще поработали архитекторы и дизайнеры последнего десятилетия добавив примерно 2/3 откровенных новоделов и попсы, но основа сохранения и реконструкции квартала была заложена еще в 1980-е годы.
Взгляд назад на на безымянный мост через Свислочь и Верхний город
Взгляд назад на на безымянный мост через Свислочь и Верхний город
Направляемся в "средневековый город"
Направляемся в "средневековый город"
Обратите внимание, здесь мостовая большей частью выложена брусчаткой
Обратите внимание, здесь мостовая большей частью выложена брусчаткой
Внутри квартала. Вся эта мещанская застройка сейчас не жилая, а является прибежищем различных заведений общепита, хостелов, художественных салонов, музейчиков, магазинчиков, галерей и прочего
Внутри квартала. Вся эта мещанская застройка сейчас не жилая, а является прибежищем различных заведений общепита, хостелов, художественных салонов, музейчиков, магазинчиков, галерей и прочего
Дом Природы. Здание было построено в 1874 году как "Китаевская" синагога для мещан Минска.
Дом Природы. Здание было построено в 1874 году как "Китаевская" синагога для мещан Минска.
Благодаря балюстраде бывшая синагога является любимым местом для селфи у беларуских девушек
Благодаря балюстраде бывшая синагога является любимым местом для селфи у беларуских девушек
Побродив по кварталу еще только просыпающемуся от зимней спячки мы устали от его однообразия и искусственности и отправились на остров Слез. Про него будет отдельный репортаж. А по пути набрели на скульптуру девушки с совой. Странное сочетание. Вроде и не Афина-Паллада, но с совой.
Побродив по кварталу еще только просыпающемуся от зимней спячки мы устали от его однообразия и искусственности и отправились на остров Слез. Про него будет отдельный репортаж. А по пути набрели на скульптуру девушки с совой. Странное сочетание. Вроде и не Афина-Паллада, но с совой.
Может быть это какой-то не известный мне беларуский национальный сюжет?
Может быть это какой-то не известный мне беларуский национальный сюжет?
Возвращаемся через мост к Верхнему городу и его доминанте - собору Святого Духа, некогда костелу Рождества Девы Марии монастыря бернардинок. Заложенный в 1642 году костел, став православным храмом сохранил строгую торжественность католического храма. Слева в кадр для контраста заползли аляповатые новостройки православной духовной академии. Стильно, ничего не скажешь.
Возвращаемся через мост к Верхнему городу и его доминанте - собору Святого Духа, некогда костелу Рождества Девы Марии монастыря бернардинок. Заложенный в 1642 году костел, став православным храмом сохранил строгую торжественность католического храма. Слева в кадр для контраста заползли аляповатые новостройки православной духовной академии. Стильно, ничего не скажешь.
Для понимания того, как менялся ланшафт этой части Минска несколько фото.
1940-е годы. Обратите внимание, выдающаяся в рельефе горка Верхнего города имела место быть, но сейчас она сильно сглажена.
Для понимания того, как менялся ланшафт этой части Минска несколько фото. 1940-е годы. Обратите внимание, выдающаяся в рельефе горка Верхнего города имела место быть, но сейчас она сильно сглажена.
Вид с северо-запада на ансамбль монастыря бернардинок с костелом после реставрации 1980-х годов
Вид с северо-запада на ансамбль монастыря бернардинок с костелом после реставрации 1980-х годов
Общий вид на ансамбль бернардинских монастырей с высоты птичьего полета незадолго до того, как он приобрел нынешний вид
Общий вид на ансамбль бернардинских монастырей с высоты птичьего полета незадолго до того, как он приобрел нынешний вид
Вид с площади 8 Марта в сторону Замчища - вниз по течению реки Свислочь. На переднем плане приземистое, похожее на манеж, здание - Республиканский центр физического воспитания и спорта. На одной из его стен размещена мемориальная доска о том, что именно в этом месте в XI веке возник город Минск и размещалось Минское Замчище - памятник археологии XI-XVI вв. Охраняется государством. как я уже говорил, этот памятник археологии в своем большинстве снесен при строительстве того, что мы видим на фото, а также при строительстве станции метро Немига, расположенной как раз под этими дорожками, что в кадре.
Вид с площади 8 Марта в сторону Замчища - вниз по течению реки Свислочь. На переднем плане приземистое, похожее на манеж, здание - Республиканский центр физического воспитания и спорта. На одной из его стен размещена мемориальная доска о том, что именно в этом месте в XI веке возник город Минск и размещалось Минское Замчище - памятник археологии XI-XVI вв. Охраняется государством. как я уже говорил, этот памятник археологии в своем большинстве снесен при строительстве того, что мы видим на фото, а также при строительстве станции метро Немига, расположенной как раз под этими дорожками, что в кадре.
Перейдем на другую сторону улицы Немига, дойдем до перекрестка с улицей Ленина и чуть пройдя вдоль нее по площади Свободы и взглянем на городскую ратушу с запада. Минская ратуша (1) была построена в конце XVIII века на площади Верхний рынок и была разрушена в 1851 году по личному приказу Императора Николая I. В 2003 году восстановлена на своем историческом месте и используется как выставочный зал.
Перейдем на другую сторону улицы Немига, дойдем до перекрестка с улицей Ленина и чуть пройдя вдоль нее по площади Свободы и взглянем на городскую ратушу с запада. Минская ратуша (1) была построена в конце XVIII века на площади Верхний рынок и была разрушена в 1851 году по личному приказу Императора Николая I. В 2003 году восстановлена на своем историческом месте и используется как выставочный зал.
Вид на ратушу с севера, с другой стороны. Справа в в кадр попали постройки комплекса гостиного двора XVIII-XIX веков (7) с расположенными внутри магазинами, ресторанами, офисами.
Вид на ратушу с севера, с другой стороны. Справа в в кадр попали постройки комплекса гостиного двора XVIII-XIX веков (7) с расположенными внутри магазинами, ресторанами, офисами.
Памятник получению Минском Магдебургского права в 1499 году, установлен перед входом в ратушу в 2014 году.
Памятник получению Минском Магдебургского права в 1499 году, установлен перед входом в ратушу в 2014 году.
Схема расположения достопримечательностей Верхнего города. Нумерацию по этой схеме я буду давать в круглых скобках при описании.
Схема расположения достопримечательностей Верхнего города. Нумерацию по этой схеме я буду давать в круглых скобках при описании.
Взглянем на другую сторону улицы Ленина на зажатый советскими новостройками иезуитский костел Девы Марии (1700-1710 гг.) (15). В 1951 году собор был закрыт, а главный фасад сильно перестроен. Внутри размещен Дом физкультурника. В 1993 году возвращен католической церкви, первоначальный облик восстановлен.
Взглянем на другую сторону улицы Ленина на зажатый советскими новостройками иезуитский костел Девы Марии (1700-1710 гг.) (15). В 1951 году собор был закрыт, а главный фасад сильно перестроен. Внутри размещен Дом физкультурника. В 1993 году возвращен католической церкви, первоначальный облик восстановлен.
 А теперь вновь углубимся в кварталы Верхнего города пройдя по краю бывшей площади Верхнего рынка. Здесь некогда мужской и женский униатские базилианские монастыри образовывали своеобразный узел обороны. Ядром мужского монастыря была церковь Святого Духа построенная на месте православной деревянной церкви примерно в 1650-х годах. На фото слева церковь святого Духа, справа Гостиный двор, в перспективе видно здание Беларуской государственной академии музыки.
А теперь вновь углубимся в кварталы Верхнего города пройдя по краю бывшей площади Верхнего рынка. Здесь некогда мужской и женский униатские базилианские монастыри образовывали своеобразный узел обороны. Ядром мужского монастыря была церковь Святого Духа построенная на месте православной деревянной церкви примерно в 1650-х годах. На фото слева церковь святого Духа, справа Гостиный двор, в перспективе видно здание Беларуской государственной академии музыки.
План монастырского комплекса базилиан. Реконструкция Л. Ивановой по материалам В.М. Денисова. В верхней части женский монастырь, в нижней - мужской с церковью Святого Духа.
План монастырского комплекса базилиан. Реконструкция Л. Ивановой по материалам В.М. Денисова. В верхней части женский монастырь, в нижней - мужской с церковью Святого Духа.

Монастыри представляли своеобразную крепость. Мужской корпус с церковью образовывали её юго-западную сторону. Женский корпус - северо-восточную. Между собой их соединяла крытая галерея с маленькими окнами-бойницами, одновременно бывшая в своём нижнем ярусе въездной брамой. С четвёртой стороны на плане ничего нет, но весьма вероятно, что первоначально монастырский двор всё-таки замыкала каменная стена: она упоминается в документах XVII века ("...ограда каменная и бои верхние и нижние»"). Жемчужиной комплекса была церковь - однонефовый храм без башен с пятигранной апсидой, перекрытой крестовыми сводами, опирающимися на массивные внутренние контрфорсы. К готике отсылают высокие стрельчатые окна, гранёная форма апсиды, своды, контрфорсы. Ренессанс - это главный фасад, весь построенный на сочетании пилястр коринфского ордера, а в фигурном щите уже чувствуется барочное влияние. Источник

Обмерный чертеж главного фасада, 1843.
Обмерный чертеж главного фасада, 1843.
Главной же художественной особенностью Святодуховской церкви стала роспись плоских ниш на фасаде фресками, изображающими святых. Структура размещения ниш и порядок их заполнения фресками соответствовали православному иконостасу. Искусствоведы радостно потирают руки - такое почти не встречается в культовой архитектуре Европы: чтобы иконостас да сразу на фасаде.
Главный фасад минской церкви св.Духа. Реконструкция Сергея Багласова. Очень любопытно сравнить её отличие от того же обмерного чертежа 1843 года (см. выше).
Главный фасад минской церкви св.Духа. Реконструкция Сергея Багласова. Очень любопытно сравнить её отличие от того же обмерного чертежа 1843 года (см. выше).
В XIX в. церковь отобрана у общины, "подарена" православным и перестроена в псевдорусском стиле. В 1950 г. снесена. В 2011 г. церковь Святого Духа воссоздана с нуля. Основой воссоздания официально послужил обмерный чертеж 1843 года. В настоящий момент здание используется как детская филармония. Вид на новодел церкви Святого Духа с северо-запада. На переднем плане скульптурная композиция "Городские весы".
В XIX в. церковь отобрана у общины, "подарена" православным и перестроена в псевдорусском стиле. В 1950 г. снесена. В 2011 г. церковь Святого Духа воссоздана с нуля. Основой воссоздания официально послужил обмерный чертеж 1843 года. В настоящий момент здание используется как детская филармония. Вид на новодел церкви Святого Духа с северо-запада. На переднем плане скульптурная композиция "Городские весы".
Вид на главный фасад церкви Святого Духа с запада. Сравните с прорисовками фасада 1843 года и поймете в чем разница, например оформление нижнего яруса.
Вид на главный фасад церкви Святого Духа с запада. Сравните с прорисовками фасада 1843 года и поймете в чем разница, например оформление нижнего яруса.
Еще один ракурс. На дальнем плане костел Святого Иосифа монастыря бернардинцев. Построен в 1652 г., неоднократно перестраивался. В 1752 г. получил декор в стиле позднего барокко. В 1860 г. монастырь упразднили, здания конфисковали. Последний раз здание костела реставрировалось в 1983 г., в настоящее время в нём размещаются архивы.
Еще один ракурс. На дальнем плане костел Святого Иосифа монастыря бернардинцев. Построен в 1652 г., неоднократно перестраивался. В 1752 г. получил декор в стиле позднего барокко. В 1860 г. монастырь упразднили, здания конфисковали. Последний раз здание костела реставрировалось в 1983 г., в настоящее время в нём размещаются архивы.
Вид от церкви Святого Духа на площадь Верхний Рынок с костелом  Святого Иосифа бернардинского монастыря и костелом Рождества Девы Марии монастыря бернардинок.
Вид от церкви Святого Духа на площадь Верхний Рынок с костелом  Святого Иосифа бернардинского монастыря и костелом Рождества Девы Марии монастыря бернардинок.
Напротив сильно перестроенных корпусов монастыря базилианцев расположена скульптура "Экипаж", прообразом которой послужила карета губернатора. Прикол в том, что, как пишет мне в личку Дмитрий Шелехов, эта "карета" копия тобольской и курской. Там, что тоже прообразом кареты губернаторов послужили? На дальнем плане здание Беларуской государственной академии музыки
Напротив сильно перестроенных корпусов монастыря базилианцев расположена скульптура "Экипаж", прообразом которой послужила карета губернатора. Прикол в том, что, как пишет мне в личку Дмитрий Шелехов, эта "карета" копия тобольской и курской. Там, что тоже прообразом кареты губернаторов послужили? На дальнем плане здание Беларуской государственной академии музыки
Карета в Тобольске. Фото Дмитрия Шелехова. Минская скульптура бесспорно отлита в той же форме. Только чуть поверхность более шероховатая. Еще аналогичная карта есть в Долгопрудном.
Карета в Тобольске. Фото Дмитрия Шелехова. Минская скульптура бесспорно отлита в той же форме. Только чуть поверхность более шероховатая. Еще аналогичная карта есть в Долгопрудном.
К сожалению, я не прошел до корпуса монастыря базилианок и приходится использовать чужое фото.
Этот корпус было очень хорошо, не по-нашему, реставрирован. Деревянные окна, натуральная черепица, барочный фигурный щит восстановили как в его лучшие времена, никаких тебе луковиц - почему всегда так не делать? Внутри я, правда, не был.
К сожалению, я не прошел до корпуса монастыря базилианок и приходится использовать чужое фото. Этот корпус было очень хорошо, не по-нашему, реставрирован. Деревянные окна, натуральная черепица, барочный фигурный щит восстановили как в его лучшие времена, никаких тебе луковиц - почему всегда так не делать? Внутри я, правда, не был.
 Но вернемся на площадь Верхнего Рынка. Современный вид на монастырь бернардинцев и костел Святого Иосифа. Костел построен в 1652 г., неоднократно перестраивался. В 1752 г. получил декор в стиле позднего барокко. В 1860 г. монастырь упразднили, здания конфисковали. Последний раз здание костела реставрировалось в 1983 г., в настоящее время в нём и примыкающих корпусах монастыря размещаются архивы.
Но вернемся на площадь Верхнего Рынка. Современный вид на монастырь бернардинцев и костел Святого Иосифа. Костел построен в 1652 г., неоднократно перестраивался. В 1752 г. получил декор в стиле позднего барокко. В 1860 г. монастырь упразднили, здания конфисковали. Последний раз здание костела реставрировалось в 1983 г., в настоящее время в нём и примыкающих корпусах монастыря размещаются архивы.
А так выглядело это место в начале ХХ века.
А так выглядело это место в начале ХХ века.
Костел Святого Иосифа и корпус бернардинского монастыря в 2006 год.
Костел Святого Иосифа и корпус бернардинского монастыря в 2006 год.
А теперь еще ра глянем на современный облик. Вот интересно, цветная штукатурка это исторический цвет или модный дизайн? При советской власти так не красили.
А теперь еще ра глянем на современный облик. Вот интересно, цветная штукатурка это исторический цвет или модный дизайн? При советской власти так не красили.
Еще один ракурс на костел Святого Иосифа
Еще один ракурс на костел Святого Иосифа
Настало пора возвращаться к машине. Сейчас мы пройдем чуть другим путем по Музыкальному переулку. Здание под номером 1 часто встречается на туристических фото. Налево уходит улица Герцена, которую мы наблюдали в самом начале репортажа. Смешно смотрится лысый человек в окне парикмахерской.
Настало пора возвращаться к машине. Сейчас мы пройдем чуть другим путем по Музыкальному переулку. Здание под номером 1 часто встречается на туристических фото. Налево уходит улица Герцена, которую мы наблюдали в самом начале репортажа. Смешно смотрится лысый человек в окне парикмахерской.
Спускаемся вниз по Музыкальному переулку и оборачиваемся назад на новое офисное здание и квартал с уже бывшим посольством Чехии
Спускаемся вниз по Музыкальному переулку и оборачиваемся назад на новое офисное здание и квартал с уже бывшим посольством Чехии

Резюме: Как мы видим, Минск один из тех городов бывшего Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, который практически полностью утратил свой исторический облик. Однако по странной причуде руководства СССР его попытались воссоздать в меру своей испорченности местные реставраторы. И все бы ничего, более того, это воссоздание могло бы послужить примером для ряда российских городов, полностью, в силу ряда причин, утративших свое наследие, но на примере Минска случилась странная подмена понятий в беларуской реставрации. Этот весьма спорный и отчасти курьезный опыт "от безысходности" в стремлении подражать цивилизованной Европе был взят во главу угла реставрации нынешней. Теперь каждый колхозный беларуский строитель мнит себя архитектором, а потом и реставратором, восспроизводя под копирку этот уникальный минский опыт серийно, пытаясь застроить наше будущее сомнительными новоделами под старину, при этом снося другой рукой направо и налево остатки подлинного национального достояния.
А что здесь такого? Оригинальное наследие выглядит не презентабельно и не понятно, то ли дело свежеошутукатуренные разноцветные домики под ондулином с каминными трубами.
Для этого кейса как никогда кстати уместна цитата Лотмана - реставрация это узаконенная форма уничтожения наследия.

Оригинал поста с обсуждением в моем блоге starcom68

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен

#Беларусь #Минск #Архитектура #Храмы #Реставрация