Снос пятиэтажек в Москве как гром среди ясного неба прозвучал в новой программе реновации Москвы, разделив мнения жителей и экспертов рынка недвижимости во взглядах на перспективы развития московского региона. Что даст снос «хрущевок» жителям столицы — тотальное уплотнение или повышение качества жизни. Давайте разберемся.
Снос пятиэтажек в Москве. Причина и следствие
Новая программа реновации Москвы. Истоки масштабных изменений
В далеком 1999 году Москва сделала первые шаги на пути к избавлению от ветхого архитектурного наследия хрущевских времен. Тогда специальным постановлением Правительства Москвы был дан старт первой программе сноса пятиэтажек, которая включала 1722 жилых домов. Тогда же были определены такие понятия, как «сносимые» и «несносимые» серии.
К «сносимым» тогда отнесли дома, построенные в начале эры массовой застройки. Такие дома не были рассчитаны на реконструкцию, а их потребительские свойства стали притчей во языцех: тонкие керамзитобетонные панели, плохая тепло- и шумоизоляция, вечно текущие межпанельные швы, низкие потолки и миниатюрные кухни. «Несносимые» серии отличались иной конструкцией и более длительным номинальным сроком эксплуатации, хотя планировки квартир в таких домах никаких преимуществ по отношению к «сносимым» собратьям обычно не имели.
К сносимым были отнесены следующие серии домов: К-7, II-32, II-35, 1605-АМ, 1МГ-300. К несносимым: панельные — 1-515, блочные — серии 1-510 и кирпичные — серии 1-511, 1-447.
Когда возводились первые «хрущевки», их расчетный срок службы составлял 25 лет. Планировалось, что возводимые дома станут временным решением проблемы расселения, тогда как в будущем эти «временные» серии будут снесены, а их место займут более долговечные и комфортабельные новостройки.
Сопровождение сделки купли-продажи недвижимости под ключ - заказать услуги риэлтора со скидкой 10%
Однако, как известно, через 25 лет этим домам пришлось обретать вторую молодость и отмерять новую дистанцию в 25 лет, после чего уже третья молодость постучала в иные не снесенные дома.
По планам Москвы, в 2017 году история жизни сносимых серий наконец оборвется, и армия экскаваторов-демоляторов двинется в сторону домов, привычно именуемых «несносимыми». Ровно с этого момента к Правительству Москвы возникает множество вопросов со стороны жителей и специалистов. Оказалось, что далеко не все жильцы данных домов будут рады увидеть за окном шар-молот, несущий на своей стреле переселение в светлое будущее.
Почему новая программа реновации Москвы вызывает столько вопросов и какие проблемы озвучивают жители и специалисты? Какие есть минусы и плюсы новой программы? Попробуем разобраться.
Сроки постройки и адреса новостроек для переселения. Как о них узнать?
Жители домов, попавших в программу реновации, не имеют никакой информации, что с ними будет. Людям объявляют, что их дом снесут, но не говорят, куда их планируют переселить, в какую квартиру, какие характеристики их будущего дома, когда он будет построен.
Если почитать любой форум, посвященный программе сноса, то его основным наполнением является сбор слухов от строителей, знакомых из управы, гадалок с магическими шарами и соседки Клавдии Петровны, которая всегда все знает. Люди множат эти слухи, творчески перерабатывают, дополняют своими страхами и опасениями, и в итоге вместо исчерпывающей официальной информации мы углубляемся в новый тип городских легенд – «о сносе и переселении».
Представляется очевидным, что если планируется массово переселять людей, то с этими людьми нужно заранее объясниться, предоставить всю информацию, дать возможность заранее решить все вопросы и недопонимания с городскими властями, в том числе через суд, если требуется. Иначе будет как всегда: неразбериха, аврал, принуждение и требование «не прикрываться бумажками о собственности».
Хотелось бы, чтобы власти Москвы подошли к этому вопросу цивилизованно, уважая права и мнение жителей города.
Опрос мнения горожан о программе сноса – фикция или нет?
Городские власти говорят, что не фикция, тогда как многие жители имеют иное мнение.
Есть некоторое количество «несносимых» домов, которые вполне отвечают притязаниям жильцов, но, несмотря на это, попали в программу. Есть ли у данных жильцов возможность исключить свой дом из программы реновации? Это большая загадка.
Во многих местах проводятся собрания жителей, составляются письма с отказом от участия в «программе реновации», собираются подписи, при этом все участники отмечают: «как правильно отказаться мы не знаем, просто пробуем доступные варианты».
Таким образом, становится очевидно, что если опрос – не фикция, если он реально проводится по всем правилам и его результаты могут влиять на ситуацию, тогда опрос жителей конкретно этих домов должен показать: они против сноса.
Власти, в свою очередь, должны выполнить обещание учесть мнение жителей и скорректировать программу. Однако пока ничего подобного мы не видим. Может, еще рано делать выводы, и нужно подождать развития ситуации? Не исключено, но верится в это с некоторым трудом.
Снос домов и инфраструктурный коллапс – есть ли связь?
Союз московских архитекторов подверг программу реновации серьезной критике как с юридической точки зрения, так и с градостроительной.
В своей резолюции архитекторы отмечают, что девелоперам во избежание убытков нужно построить на сносимой территории в 1,5-3 раза больше жилья, чем было. Естественно, это вызовет повышение плотности населения, и, как следствие, дополнительно загрузит градостроительные системы мегаполиса.
Иными словами, всем новоселам нужно будет где-то парковать автомобиль, им нужны детские сады, школы, поликлиники, автобусы, дороги с хорошей пропускной способностью. Если этого не обеспечить, то качество жизни счастливых обладателей новых квартир может упасть даже в сравнении с жизнью в старом фонде. И это несмотря на то, что именно словосочетание «качество жизни» не сходит с уст московских парламентариев, рассуждающих о новой масштабной волне переселений.
Так снос пятиэтажек – это только вред? Есть ли какая-то польза?
Безусловно, польза есть, и немалая. Польза для жителя полуразвалившейся хрущевки, который разменяет ее на новостройку, польза для застройщиков, которые неплохо освоят городской бюджет в условиях стагнирующей экономики. Но это если рассматривать «в общем», а если вдаваться в частности, то возможны нюансы: кого-то переселят против воли и ухудшат жилищные условия, где-то устроят инфраструктурный или экологический коллапс и так далее.
Очень хотелось бы, чтобы городские власти больше вникали в эти «нюансы», рассматривая ситуацию не только «в целом», но и «в частности». Хотелось бы, чтобы были услышаны жители домов, не желающие переселяться, а также архитекторы, указывающие на недостатки текущего плана. Возможно, стоит не торопиться, а отработать процесс во всех деталях, качественно, уважая права и мнения всех тех, кого планируется осчастливить.