Новый этап развития геронтологии и гериатрии начался с принятия Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года
Глобальный феномен наблюдают сегодня все жители мира, в том числе и россияне, — старение населения. Благодаря улучшению качества жизни, развитию здравоохранения доля людей старше 60 лет увеличивается с каждым годом. Это влечет за собой пересмотр системы оказания социально-медицинских услуг, которым в нашей стране занялись, по сути, всего несколько лет назад. В 2016 году был инициирован ряд нормативных документов, ориентированных на формирование эффективной трехуровневой системы ухода за пожилыми гражданами. Ожидается, что они позволят снизить экономическую нагрузку на государственный бюджет, а также поднять качество жизни самих стариков.
о оценке Российского геронтологического научно-клинического центра, к 2031 году количество людей трудоспособного возраста в России достигнет 42,3 млн человек — почти 30% от общей численности населения. Это подразумевает, что все они должны быть в полной мере обеспечены качественными медико-социальными услугами. Однако сейчас очередь в дома престарелых составляет, согласно данным Росстата, почти 10 тыс. человек. Помимо социальных задач более острым становится вопрос о медицинском обслуживании, поскольку практически все пожилые люди (80%) страдают множественной хронической патологией.
Среди заболеваний, присущих старикам, — болезнь Альцгеймера, патологии сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, сахарный диабет, онкология. Чаще всего они возникают после наступления определенного возраста. Многие специалисты даже уверены: количественный рост инфарктов, инсультов, злокачественных опухолей напрямую связан со все возрастающим числом пожилых людей. Их болезни требуют дорогостоящего лечения и реабилитации, отсюда и значительное увеличение трат на медицину.
«Затраты на здравоохранение и социальную защиту населения в отдельных субъектах составляет до 40% региональных бюджетов. Значительная их доля идет на граждан старшего возраста, так как у них низкая социальная защищенность и высокий уровень заболеваемости», — комментирует профессор, руководитель отдела канцерогенеза и онкогеронтологии Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н. Н. Петрова Минздрава РФ, президент Геронтологического общества при РАН Владимир Анисимов.
Долгожитель мегаполиса. Однако старение населения необязательно должно приводить к росту расходов на здравоохранение, уверены эксперты ВОЗ, если меры приняты своевременно. Речь идет о менее дорогостоящих, замещающих и поддерживающих немедикаментозных технологиях, в результате которых снижаются затраты на лекарства как государства, так и пожилого пациента и которые используют учреждения гериатрического профиля.
К сожалению, в России их пока немного. Сегодня в структуре отечественной гериатрической помощи функционируют 2,3 тыс. геронтологических коек и три гериатрические больницы. Сюда же относятся и госпитали ветеранов войн — их в стране 64 общей мощностью более 17 тыс. коек.
Северная столица, пожалуй, единственный регион РФ, имеющий 25-летний успешный опыт развития и предоставления полного комплекса гериатрических услуг. Петербуржцы старше 60 лет, а это каждый четвертый житель города (один из самых высоких показателей в России), получают весь их перечень, начиная с консультационной и заканчивая многопрофильной стационарной помощью, в том числе паллиативной. В дневных стационарах гериатрических отделений предусмотрены лечение, массаж, лечебная физкультура, консультации с врачами других специальностей, развивающие занятия, трудотерапия, обеспечение питанием.
Старики — как дети. Организация гериатрической медпомощи в России была регламентирована приказом Минздрава РФ еще в 1999 году. Однако, учитывая динамику демографическпрофессиональной системы ухода за пожилыми людьми на федеральном уровне занялись всего несколько лет назад. Тем не менее сегодня уже заметны позитивные сдвиги, и можно выделить существенные достижения в подготовке двух систем: социальной и здравоохранения.
Переломный момент, открывший новый этап развития геронтологии и гериатрии, произошел в 2016-м: Правительство РФ приняло Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года. Согласно документу, потребности в медобслуживании, в том числе и в госпитализации, должны удовлетворяться в любом лечебном учреждении: возраст — не причина для отказа.
Гериатр для пожилого человека — как педиатр для ребенка: он должен не просто принять пациента в поликлинике, но и обеспечить ему поддержку в стационаре, надомное посещение врачей и т.д. И если прежде услуги по профилю «гериатрия» предоставляли преимущественно частные клиники, социальные или медицинские работники, то с 1 января 2018 года оказание гериатрической медпомощи включено (впервые) в тарифы обязательного медицинского страхования, и прийти на прием к гериатру можно бесплатно по всей России.
«Оплата по данной клинико-статистической группе (заболеваний) может быть осуществлена в лечебных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию по профилю «гериатрия», — сообщили в ФОМС. Опередила в этом плане страну Ульяновская область, где в клиническом госпитале ветеранов войн, как сообщила заместитель начальника по медчасти Светлана Мартынова, были созданы гериатрическое отделение со стационаром на 35 коек и гериатрический кабинет еще в начале 2017 года. С того момента обслуживаться в них можно по полису ОМС.
Для тех, кому за 60. Но если в мегаполисах можно получить консультацию врача-гериатра, то в регионах, особенно удаленных, попасть на прием к такому специалисту проблематично. В связи с этим в 2016 году Минздрав РФ принял специальный порядок оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия», согласно которому в России будет создана единая трехуровневая система гериатрической помощи.
В документе четко обозначены последовательность и преемственность ведения пациента между различными уровнями системы здравоохранения, а также между службами здравоохранения и социальной защиты. Амбулаторное звено — первый уровень, предполагающий медпомощь пожилым в амбулаторных условиях. Второй уровень — помощь в стационарах, а третий — в Российском геронтологическом научно-клиническом центре на базе Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова.
Центр определяет стратегию развития гериатрии и геронтологии в стране. В конце 2017 года, как рассказала его директор, главный гериатр Минздрава РФ, профессор Ольга Ткачева, здесь прошла реорганизация, открыты новые структурные подразделения, рассчитанные на оказание специализированной помощи пожилым гражданам: клиники нарушения памяти, головокружения и расстройств равновесия, боли. Ведется и большая научная работа: действует пять лабораторий, которые составляют рекомендации по дальнейшему сопровождению людей пожилого возраста.
Чтобы в короткие сроки сделать амбулаторную гериатрическую помощь более доступной, регионы должны открыть гериатрические кабинеты, усилить врачебныеучастки за счет введения ставки фельдшера с дополнительной подготовкой по гериатрии. Участковые врачи могут повысить квалификацию по специальности «гериатрия», а также ввести дополнительную должность медицинской сестры по данному профилю, если за территорией закреплено более 40% пожилых людей.
Эти специалисты призваны не только оказывать консультативную помощь пожилым и их родственникам, но и выявлять людей с синдромом старческой астении. К примеру, в Ульяновской области в течение 2018 года планируется открыть 14 дополнительных гериатрических кабинетов, а к началу 2020-го они должны появиться во всех районах. Специалисты для работы в них тоже есть. За прошлый год подготовлено 43 врача, 26 из которых — специалисты первичных медицинских организаций. Все они теперь имеют право трудиться по специальности «гериатр».
В Башкортостане открылось около 30 гериатрических кабинетов в поликлиниках и два гериатрических отделения: на 30 коек на базе Республиканского клинического госпиталя ветеранов войн и на 40 коек в составе больницы РЖД. Наряду с еще несколькими регионами: Самарской, Волгоградской, Воронежской, Калужской, Белгородской областями — республика вошла в пилотный проект «Территория заботы», инициированный Минздравом РФ для апробации новой системы.
Летом 2017 года список пополнил Пермский край. До 2019-го здесь появится 37 гериатрических кабинетов, а все региональные поликлиники будут укомплектованы врачами-гериатрами. Как отметила заместитель министра здравоохранения края Ольга Рогожникова, среди задач, которые предстоит решить, — обучение специалистов основам оказания гериатрической помощи, отработка маршрутизации пожилых пациентов на междисциплинарной основе и взаимодействие гериатрической службы с врачами первичного звена,кабинетами медпрофилактики, центрами по специализированной, паллиативной медицинской помощи и реабилитации, совершенствование диспансеризации пожилых граждан с целью раннего выявления гериатрических синдромов и факторов риска их развития, лекарственная терапия.
Каждый из отобранных субъектов разработал собственную модель и программу, в которых речь идет о стационарном обслуживании полупостельных и постельных больных не только в стенах учреждения, но и на дому с привлечением патронажной службы, сиделок или родственников.
«В большей части регионов, участвующих в пилотном проекте, по сути, отсутствовала гериатрическая служба, — заметила Ольга Ткачева. — Как правило, были специализированные кадры: врачи, медперсонал, сиделки. Или же территория имела собственный уникальный опыт. К примеру, выездные бригады для обслуживания пожилых людей в отдаленных районах либо патронажные службы для предоставления услуг на дому. В некоторых субъектах оказался хорошо прописан регламент взаимодействия с социальными службами, в других — в необходимом количестве представлены клиники, где исследуют возрастную потерю памяти, дементные нарушения и занимаются профилактикой. Каждый из отобранных нами регионов имеет свою изюминку. В ближайшие три года мы будем проводить апробацию новой системы, разработаем несколько моделей, чтобы лучшие из практик в дальнейшем внедрить в другие субъекты».Четвертый элемент. Впрочем, остальным территориям не обязательно дожидаться успешных практик. Министр труда и социального развития РФ Максим Топилин рекомендовал региональным службам перестать ждать обращения за социальной помощью и самостоятельно выявлять проблемы населения. По его мнению, развивать стационарозамещающие технологии необходимо, поскольку гражданам комфортнее получать услуги в привычных условиях (дома), а для государства это экономически выгоднее.
«Услуги должны оказываться не по принципу «Пришли на пять минут и принесли лекарства, продукты питания», — полагает Топилин. — Это должно быть тем, что в обиходе называется сопровождением. Выявить потребность, организовать работу не только социальной службы, но и здравоохранения, весь комплекс — в регионах данные темы недостаточно отработаны, не везде есть соответствующие межведомственные регламенты, а услуги правильно тарифицированы».
Среди субъектов, которые не вошли в «Территорию заботы», но в которых уже сейчас действует эффективная система и пожилые граждане обеспечены долговременным уходом, — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.
«Систему можно разделить на четыре уровня, в зависимости от функциональных возможностей человека, — поделилась директор регионального департамента социального развития Светлана Давиденко. — Все элементы социальнойи медицинской системы собраны воедино, чтобы дополнять друг друга, а не дублировать. Система начинается с раннего выявления граждан пожилого возраста и инвалидов, оказания им социально-реабилитационных и оздоровительных мероприятий для продления активного образа жизни и продолжается надомным обслуживанием и стационарозамещающими технологиями, а при необходимости — круглосуточным уходом в стационарных условиях. Очередей в дома-интернаты общего типа у нас нет».
Губернатор Югры Наталья Комарова особо отметила используемые инновационные технологии: «Это приемная семья для пожилого человека и система сертификатов. Мы готовы делиться своим опытом и брать на вооружение опыт других регионов».