Текст: Антон Ширяев; Фото: Компаний-производителей
До падения рубля подобные машины были на треть дешевле и стоили около 2 000 000 руб., но сейчас даже три миллиона – далеко не предел. Некоторые участники нашего сегодняшнего рейтинга попадают в наш бюджет только в самых дешёвых комплектациях. Естественно, кризис привёл к солидному проседанию продаж: тиражом в 13 000 экземпляров, как Toyota Highlander, никто не расходится, но по 5-7 000 машин лидеры сегмента всё же продают. Рынок за это время покинул лишь Nissan Pathfinder, частичной заменой которому стал родственный Infiniti QX60. Впрочем, он в наш обзор не попадает, так как стоит заметно дороже. А вот новички на рынке появляются.Осенью стартовали продажи Mazda CX-9 второго поколения, зимой до нас добрался обновлённый KIA Sorento Prime, а в следующем году обещают Chevrolet Traverse.
Если же для вас качество важнее количества, то как альтернативу большим кроссоверам с тремя рядами сидений можно рассмотреть компактные премиум-кроссоверы. Например, BMW X1 стоит 1 930 000 до 2 680 000 руб. Но не забывайте, что это базовые цены различных версий и комплектаций, а опции могут сделать Х1 дороже 3 000 000 руб. Если же посмотреть на рынок подержанных машин, то за 3 000 000 руб. можно купить трёхлетний рамный внедорожник с пробегом до 50 000 км и одним владельцем в ПТС вроде Toyota Land Cruiser Prado или Chevrolet Tahoe.Свой рейтинг мы составляем на основе личного опыта езды на этих машинах, данных о надёжности и соотношению цена/оснащённость.
Даже до обновления именно Sorento Prime казался нам наилучшим выбором в сегменте, лёгкий рестайлинг лишь упрочил лидерство корейского кроссовера. Prime – один из самых маленьких автомобилей в сегменте, что не понравится тем, кто намерен возить на третьем ряду взрослых. Но если галёрка не будет использоваться, или же на неё будут направлены подростки, то лучшего варианта не найти. KIA сочетает богатую комплектацию, привлекательную цену (Prime дешевле более крупных конкурентов), неплохие настройки шасси (приятная управляемость и достойная плавность хода) и широкую гамму силовых агрегатов. Тем, кто никуда не торопится, адресован заслуженный атмосферник 2.4 GDI мощностью 188 л.с.
Такие машины неторопливы (10,5 с до 100 км/ч) и прожорливы (реальный расход куда больше заявленных 9,2 л/100 км), но стоят от 1 999 900 до 2 289 900 руб.Аведь есть ещё и маркетинговая переднеприводная версия за 1 849 900 руб. Тем, кто любит бархатный баритон большого V6 адресована 3.3-литровая версия мощностью 249 л.с. Она есть ещё больше (10,5 л/100 км), но по-настоящему динамична (7,8 с до «сотни»). Правда, такие машины самые дорогие, так как доступных комплектаций нет в принципе. Выложить за такой Prime придётся 2 529 900 до 2 779 900 руб. Но наш выбор – 200-сильный дизель 2.2 CRDi, который сочетает экономичность (6,5 л/100 км) и динамику (9,5 с до 100 км/ч), а стоит даже дешевле Sorento Prime с V6 – от 2 299 900 до 2 719 000 руб.
Технически кроссовер от Hyundai является ближайшим родственником Sorento Prime – обе машины построены на одной платформе, и многое узлы у них общие. Правда, Santa Fe, в отличие от Sorento Prime, только что пережил смену поколения, так что скоро такая же участь ждет и Grand-версию. Будьте готовы к тому, что вскоре после покупки ваш кроссовер может стать машиной прошлого поколения. Кроме того,далеко не всем по вкусу придётся более азиатская внешность экстерьера и особенно интерьера Grand Santa Fe. Гамма двигателей у «Санты» своя: базового 2.4 GDI нет в помине, а V6 несколько меньшего объёма – 3.0 литра против 3.5.
Но мощность от этого не изменилась и равна 249 л.с. С этим мотором Hyundai разгоняется до 100 км/ч на 1,2 с медлннее (9 с), чем KIA, но потребляет на 0,4 л менше (10 л/100 км).Стоят такие Hyundai от 2 719 000 до 2 819 000 руб. –дороже, чем топовые Prime.Но основную кассу всё равно делают Grand Santa Fe c дизелем 2.2 CRDi мощностью 200 л.с. За них просят от 2 439 000 до 2 769 000 руб., что снова больше, чем за аналогичные KIA. Забавно, что при этом Hyundai с таким же мотором быстрее (9 с до 100 км/ч – на 0,4 с), но прожорливее (7 л – на 0,5 л/100 км) Sorento Prime. Всё это отправляет удачный в целом автомобиль лишь на второе место нашего рейтинга.
После премьерного тест-драйва японского кроссовера мы остались в настоящем восторге – огромная CX-9 рулится, будто кроссовер C-сегмента! Отличный вариант для тех, кто и в семейной жизни не хочет расставаться маленькими драйверскими радостями. Кроме того, Mazda дарит, пожалуй, самые премиальные ощущения в этом сегменте. Почему тогда CX-9 лишь третья? Во-первых, она стоит дороже корейских кроссоверов, но места в ней не больше –взрослому на третьем ряду делать также нечего. Во-вторых, у нее нет дизельного двигателя. В-третьих, мы ничего не знаем о надёжности нового турбомотора 2.5 t мощностью 231 л.с.
На бумаге он сочетает завидную динамику (8,6 с до 100 км/ч) с радующей кошелек экономичностью (9,2 л/100 км), но прошлый опыт Mazda с турбонаддувом был не слишком удачен с точки зрения надёжности. CX-9 предлагается всего в двух комплектациях: Supreme и Exclusive за 2 890 000 и 3 010 000 руб. соответственно. Уже в первой из них есть абсолютно всё, что нужно для счастливой жизни: дорогая аудиосистема, кожаный салон с электроприводами, продвинутая мультимедиа-система, и много чего еще. Но мы всё же рекомендуем доплатить за топ-версию, которая формальновываливается за наш бюджет, но светодиодные фары и проекционный дисплей стоят доплаты.
За океаном именно Explorer является одним из лидеров рынка, но в России американец из Татарстана всегда уступал кому-нибудь из конкурентов. Главное преимущество Explorer – его размеры. Машина выглядит дорого и сурово, а на третьем ряду могут без проблем разместиться взрослые люди. Но не стоит думать, что уровень комфорта эталонный на всех рядах: спереди хватает эргономических просчетов, на втором ряду тесновато, а на третьем всё равно приходится сидеть с высоко поднятыми коленками. Моторная гамма Ford чисто американская: никаких тебе дизелей или малообъёмных турбомоторов, только могучие V6 с турбиной и без. Первый выдает 345 л.с. и превращает большой кроссовер в настоящую пожирающую бензин зажигалку.
До 100 км/ч Explorer Sport разгоняется за 6,4 с, потребляя в смешанном цикле 12,3 л/100 км. Но такие машины дороги – цена единственной комплектации составляет 3 519 000 руб., что даже с учетом действующей сейчас скидки оставляет турбокроссовер за пределами нашего обзора.А вот машины с атмосферным V6 3.5 мощностью 249 л.с. нам по карману. Цены на всё ещё динамичный (8,7 с до сотник) и прожорливый (11 л/100 км) Explorer стартуют с отметки в 2 849 000 руб. за версию XLT. Комплектации Limited и Limited Plus оценены в 3 139 000 руб. и 3 289 000 руб., но на кроссовер сейчас действуют солидные скидки: 200 000 руб. на машины 2017 года и 130 000 руб. на свежие Ford 2018 года выпуска.
Флагманский кроссовер Skoda гораздо компактнее большинства участников нашего обзора и завис между кроссоверами сегментов D и Е. Тем не менее за без малого 52 000 руб. Любой Kodiaq можно делать семиместным. Учитывая, что второй ряд можно сдвинуть вперед, да и третий ряд не совсем номинальный – подростков на галёрку отправить можно. И именно тесный третий ряд не позволяет чешской машине подняться выше в нашем рейтинге, ведь мы всё же составляем хит-парад лучших семиместных машин. Вторая проблема – стоимость, ведь указанные в табличке цены являются лишь стартовой точкой для ваших трат. Доплачивать придётся за множество опций и аксессуаров, что легко добивает цену Kodiaq до 3 000 000 руб.Не многовато ли за небольшой и маломощный по меркам класса автомобиль?
Кстати, о двигателях. Их для Kodiaq предлагается три: бензиновые 1.4 TSI (150 л.с., 9,7 с до 100 км/ч и 7,1 л/100км) и 1.8 TSI (180 л.с., 7,8 с и 7,3 л), а также дизель 2.0 TDI (150 л.с., 10 с и 5,6 л). Первый стоит от 2 017 000 руб., второй – от 2 365 000 руб., а третий – от 2 320 000 руб. Все машины полноприводные и работают в паре с «роботом» DSG. Если же вам не так и нужен третий ряд, да и за размером вы не гонитесь, то Kodiaq хорош. Эталонная экономика, легковая управляемость, неплохая плавность хода и возможность заказать только те опции, которые нужны именно вам. Мы рекомендуем машину с дизелем из-за более надёжной DSG, а среди комплектаций отдаём предпочтение версии Scout с увеличенным со 187 до 194 мм клиренсом.
Вообще этот сегмент –настоящая вотчина корейских производителей, а в особенности KIA. Помимо Sorento Prime, эта компания предлагает ещё и рамный Mohave. И конкуренты ещё должны сказать спасибо, что в России больше не продаётся старый Sorento с тремя рядами сидений. Mohave – привет из прошлого компании KIA, когда корейцы ещё не слишком хорошо настраивали свои машины. Большой кроссовер не радует ни управляемостью, ни плавностью хода, но места в нём ещё больше, чем в Explorer! Да и выглядит Mohave куда дороже, чем есть на самом деле: просят за кроссовер от 2 489 000 до 2 919 000 руб. Если купить машину 2017 года, то можно сэкономить 50 000 руб.
Единственный доступный в России мотор – могучий дизель V6 3.0 CRDi мощностью 250 л.с. Он радует отличной тягой, разгоняет огромный автомобиль до 100 км/ч всего за 8,7 с, расходуя при этом 9,3 л/100 км. Только не надо забывать, что Mohave – это кроссовер, а не настоящий внедорожник. Ходы независимой задней подвески невелики, электроника не умеет имитировать межколёсные блокировки, а понижающая передача не спасает. В итоге Mohave подойдёт лишь тем, кому нужно часто возить на третьем ряду рослых пассажиров или таскать на прицепе тяжёлые грузы.
Французский кроссовер вышел на рынок всего несколько недель назад и, наверняка, так и останется вещью в себе. Мало того, что он ещё меньше, чем Kodiaq, так ещё и полного привода не бывает даже за доплату, а клиренс меньше, чем у некоторых легковых моделей. В итоге воспринимать Peugeot 5008 стоит как нечто среднее между компактвеном, коим был прошлый 5008, и полноценным кроссовером. Как следствие, французская машина радует легковой управляемостью, легковой эргономикой, потрясающим дизайном и меньшей, чем у остальных машин в этом обзоре, ценой. Третий ряд сидений по умолчанию доступен только в топовой версии GT Line, а для версии Allure является опцией за 50 000 руб. Базовый же 5008 пятиместный.
О том, чтобы разместить на нём взрослого, нужно забыть сразу – галёрка во французском кроссовере создана для детей и невысоких подростков. Для Peugeot в России предлагается два двигателя: бензиновый 1.6 THP и дизельный 2.0 HDi оба мощностью 150 л.с. Первый обеспечивает разгон до 100 км/ч за 9,2 с, а второй – за 9,8 с. Расход топлива у 1.6-литрового агрегата равен 5,8 л/100 км, а у 2.0-литрового дизеля – 4,8 л на «сотню». Отдать за кроссовер с бензиновым турбомотором нужно от 1 899 000 до 2 179 000 руб., а с дизельным – от 2 029 000 до 2 309 000 руб. Французский автомобиль подойдёт тем, кто ездит по хорошим дорогам, а на втором и третьем ряду возит лишь детей. В остальном же машина получилась очень удачной.