«После смерти мужа я стала чувствительнее, я стала чувствовать контекст жизни. Я наблюдала за клиентами, за сотрудниками и старалась доносить до сотрудников ценности клиента. Если ветер дует, можно ему сопротивляться, пойти против ветра, а можно направить парус так, чтобы ветер тебя подгонял. Я стала вот эти естественные силы использовать. И это не сила, это, может быть, даже слабость. Это чуткость.» — делится мудростью создатель бренда «Тортолино» и автор блога «Изюм бизнеса» Елена ВЯТКИНА.
Елена пришла в «кондитерский цех», владельцы которого едва сводили концы с концами, и за 6 лет увеличила прибыль в 50 раз, и в 100 раз — эффективность каждого сотрудника.
Эти цифры звучат просто нереально! Кажется, что мы ошиблись в нулях, но это не так. Скорее слушайте подкаст, чтобы в этом убедиться, и забирайте лайфхаки, инсайты и мегаполезные подарки нашей гостьи.
Слушать интервью Елены Вяткиной
Как побудить сотрудников на подвиг и увеличить производство в 5 раз за 2 недели
Задача: В Перми открылся гипермаркет «Семья», который полностью загрузил производство Елены работой. И к Новому году гипермаркет сделал заявку в 5 раз больше обычного. «Я смотрю и понимаю, что это нереально сделать», — вспоминает Елена.
Решение. Доверьте свои сомнения команде и замотивируйте сотрудников интересной задачей.
Елена объявила на собрании: «У нас вот такая заявка. Понятно, что мы можем отказаться от нее, но придут наши клиенты, купят какой-то другой торт, и не факт, что снова вернутся к нам. И если клиенты уйдут к другому производителю, то летом что будем делать? Но я не знаю, как сделать такой объем, у меня вообще нет вариантов».
«И тут заведующая производством, самый старший сотрудник Валентина Михайловна встаёт, ударяет кулаком по столу и заявляет: «Делаем!». Она не умела и жутко не любила работать на компьютере, поэтому через два часа принесла настоящий бумажный план: склеила много-много листов формата А4, нарисовала от руки таблицу и сказала, что и как они будут делать, как выпускать, когда отгружать — нарисовала весь план, как произвести в 5 раз больше».
Результат: «Справились. И ритм был такой: никто не ругался, все работали, никто не болел, никто не прогуливал, никто не опаздывал, а все делали общую задачу».
Инсайт: «Я увидела реально своими глазами, своей шкуркой почувствовала, что важно быть искренней. Не надо говорить одно, а на уме оставлять другое, вот эти двойные игры, особенно в женском коллективе, очень чувствуются».
Как снизить % возврата в 10 раз
В гипермаркете «Семья» Елена простояла два часа и увидела, что:
1) коробка с тортом не помещается в корзинку и переворачивается, и тогда покупатель возвращает деформированный продукт на место;
2) клиент долго выбирает, так как трудно прочесть информацию на этикетке.
Решение. Проследите поведение покупателя и докрутите предложение: усовершенствуйте упаковку, увеличьте стоимость на 25% и протестируйте гипотезы на одной продуктовой линейке.
Гипотеза: торты перевязывать и наклеить две этикетки: лицевую, продающую, с краткой информацией крупным шрифтом и на изнанке — информационную мелким шрифтом.
Елена тогда была на «Тортолино» наемным сотрудником, поэтому пришлось обсудить идею с руководством:
– Давайте перевязывать торты!
– Лен, сколько перевязка стоит?
– Рублей десять.
– Ха, на десять рублей добавь орехов на верх торта, и не надо тебе перевязку, и будешь в лидерах продаж.
– А если мы на 50 рублей торты будем дороже продавать?
– На 50?! Да ну, кто на 50 рублей дороже покупать будет, если мы за 150 рублей продавали?
– Ну, пожалуйста, ну дайте мне эксперимент провести.
Результат: повысили цены на 25%, добавили продающую этикетку, сделали перевязку. Через два месяца вся линейка вышла в лидеры продаж.
Смотрите, как осторожно поступает Елена:
- увидела проблему,
- сформировала у себя в голове гипотезу, как ее решить,
- прежде чем внедрять решение на всем производстве, проверила на одном из продуктов.
В бизнес-клубе Вебсарафана это называется «выпустить свинью в мир».
Елена щедро делится не только своими историями, но и наработками по менеджменту и работе с сотрудниками:
- Мотивационное письмо продавцу, которое сотрудники распечатывали и хранили как большую ценность.
- Выпуск корпоративной газеты, которую Елена издавала и дарила своей команде по праздникам. Этой газетой зачитывались целые поколения сотрудников «Тортолино»
- Список из 8 шагов естественного маркетинга, которые помогали Елене строить бизнес.
- Пример Карты ценностей клиента, которая помогала ставить задачи сотруднику лучше, чем должностные инструкции.
Мотивационное письмо продавцу и другие полезности от Елены Вяткиной (за ее плечами 3 бизнеса)
Имена и названия, которые мы упоминали в подкасте:
Блог Елены Вяткиной «Изюм бизнеса»
Елена Вяткина на фэйсбук
Елена Вяткина в Instagram
Книги:
АКЦИЯ: Успейте присоединиться к клубу по специальной цене!
Паблик Websarafan на фейсбук, где можно посмотреть видео-версии всех интервью
Websarafan Вконтакте
Websarafan Instagram
Бизнес Клуб Websarafan
Канал Вебсарафана в Телеграм
Что еще мы выпустили по этой теме:
- Видео-запись подкаста с Еленой Вяткиной
- Эпизод #103 c Катериной Плотко (Organic Woman) Как нести свой образ жизни в мир и за 3 года сделать контент-проект со 100 000 аудиторией
- Эпизод #98 с Ниной Зверевой Как выступать, чтобы вас слушали с интересом. Методика спикера с 56-летним опытом