Низкая скорость загрузки раздражает людей. Особенно тех, кто заходит в интернет со смартфонов и планшетов. Вот немного статистики:
- 53% посетителей мобильных сайтов уходят, если загрузка идёт дольше 3 секунд (согласно исследованию DoubleClick);
- увеличение времени загрузки с 1 до 7 секунд повышает вероятность отказа посетителей на 113% (согласно исследованию think with Google);
- рост числа элементов страницы (текст, картинки, заголовки) с 400 до 6000 увеличивает показатель отказов на 95%.
А вот что показало свежее исследование Google:
- 46% пользователей смартфонов утверждают, что их раздражает медленная загрузка сайтов;
- 50% пользователей полагают, что нормальное время загрузки сайта – до 2 секунд;
- конверсия может снизиться до 20% за каждую лишнюю секунду загрузки. Зависимость числа отказов от скорости загрузки.
Скорость 3G/4G-интернета часто нестабильна, а если «тормозит» ещё и сайт, больше половины людей сразу его закрывают. Пользователи компьютеров и ноутбуков тоже не рады долгой загрузке.
На что и как влияет скорость загрузки?
Низкая скорость приводит к тому, что увеличивается процент отказов. Человек заходит на сайт, смотрит несколько секунд на белый экран или кучу подгружающихся элементов – и закрывает вкладку. Высокий процент отказов портит поведенческие факторы. А плохие поведенческие факторы негативно влияют на ранжирование сайта в поиске.
К тому же Яндекс и Google постепенно снижают позиции медленных сайтов в общей и мобильной выдаче.
Скорость загрузки важна не только для поисковиков. Facebook учитывает её при показе рекламы – чем шустрее мобильный сайт, тем активнее откручиваются объявления.
Чем быстрее загрузка, тем выше вероятность того, что сайт займёт хорошие позиции в поисковой выдаче.
Как измерить скорость загрузки?
Это можно сделать в специальных сервисах. Для примера возьмём наш сайт http://www.altera-media.com.
1. Test My Site от Google. Этот сервис проверяет скорость загрузки мобильной версии сайта.
2. Pingdom. Показывает время загрузки и вес десктопной версии сайта. Тут же сравнивает параметры и сообщает, как у нас дела относительно других сайтов, протестированных в этом же сервисе.
3. Pr-cy. Здесь можно проверить скорость отдельно для компьютера и телефона. После проверки сервис посоветует, как и что лучше оптимизировать.
4. GTmetrix. Показывает время полной загрузки, общий вес страницы и небольшой отчёт о производительности.
5. Google PageSpeed. Сервис проверяет скорость загрузки обычной и мобильной версии. Он выставляет сайту оценку по 100-балльной шкале и предлагает идеи по оптимизации. Получается своеобразный чек-лист .
6. WebPageTest. Сервис для тех, кто любит разбираться в настройках. Тут можно выбрать устройство или браузер для теста и привязать их к местоположению. Посмотрите, как быстро грузится сайт в браузере Chrome в Индии или на Samsung Galaxy S7 в Далласе.
Результаты проверки в разных сервисах могут различаться. Это нормально. «Прогоните» сайт через все, сравните итоговые значения и выведите среднее.
Как увеличить скорость загрузки?
1. Уменьшить размер страниц
Чем легче страница, тем быстрее загружается. Чтобы уменьшить вес сайта, обратитесь к своему хостинг-провайдеру. Он должен будет включить сжатие данных протокола HTTP по технологии zip или gzip.
2. Уменьшить вес изображений
Проще всего сделать это в сервисах TinyJPG или Compressor. Если пользуетесь «Фотошопом», выберите опцию «Сохранить для Web» (Ctrl+Shift+Alt+S) и установите качество 50-80%. Вес картинок в высоком разрешении часто уменьшается в несколько раз. В отдельных случаях – в 10 раз и более.
Ненужные изображения можно удалить. Однако удалять всё подряд не надо – картинки, скриншоты и фотографии помогают лучше воспринимать текст. Они придают контенту на странице дополнительную ценность.
3. Убрать всё лишнее
На сайте неизбежно накапливается мусор, который надо время от времени чистить:
- куски кода от сторонних ресурсов, сервисов, дополнений;
- дублированные скрипты;
- ненужные плагины, виджеты и формы внутри CMS.
- Кстати, оценить ценность уже установленных на Wordpress плагинов можно с помощью ещё одного плагина – Plugin Performance Profiler. Найдите бесполезные и удалите.
Чем меньше на сайте таких элементов, тем меньше запросов посылает браузер пользователя при загрузке страницы, поэтому быстрее сама загрузка.
4. Отказаться от JavaScript
Сложные слайдеры, анимация – всё это много весит, а иногда криво загружается. Большую часть таких элементов можно удалить без ущерба для содержания. Если нельзя удалить, сократите для JavaScript и CSS размер кода. Будут полезны эти сервисы:
- Они убирают из кода лишние символы и ускоряют его загрузку.
5. Использовать кэширование данных
Кэширование уменьшает скорость загрузки при втором и последующих посещениях. Человек заходит на сайт – и основные элементы страниц сохраняются в кэше браузера. Когда он зайдёт в следующий раз, данные не будут загружаться снова. Это хорошо работает со статическими страницами. Подключить кэширование можно в своей CMS, у хостинг-провайдера или на стороне сервера.
6. Использовать CDN – сервисы доставки контента
Если ваш сайт расположен на московском хостинге, а многие посетители приходят из регионов, то скорость отклика сервера немного проседает. CDN решает эту проблему – кэширует ваш контент на многочисленных edge-серверах. В результате изображения, CSS и JavaScripts загружаются с того сервера, который физически расположен ближе к посетителю.
Вот несколько известных CDN:
7. Перейти на выделенный сервер
Обычно на одном сервере расположены сотни сайтов, которые делят между собой серверную мощность. Такие сайты не могут выдержать большой трафик – они начинают тормозить.
Чтобы скорость была выше, можно арендовать физический выделенный сервер. На таком сервере расположен только ваш сайт (или сайты). Физический сервер нужен, когда обычного хостинга не хватает, – если у вас большая посещаемость, вы проводите масштабные акции или используете особые сервисы. Он стоит дороже, но и работает очень быстро.
А есть компромисс – VDS (выделенный виртуальный сервер). Суть VDS та же: вы размещаете на нём свой сайт без «соседей». На одном физическом сервере располагается несколько виртуальных. Они работают немного медленнее физического, но обойдутся дешевле.
Проблема в том, что виртуальные выделенные серверы (как и физические) нужно настраивать и администрировать. Это сложно, надо привлекать специалиста.
VDS часто предоставляют хостинг-провайдеры. Мы используем выделенные серверы компании Firstvds.
8. Использовать AMP – ускоренные мобильные страницы
С технологией AMP вы можете создавать предельно упрощённые страницы сайта. На них остаётся только основной контент без виджетов, динамических блоков, рекламы и даже форм комментирования. У таких страниц очень высокая скорость загрузки – обычно не больше 2-3 секунд. Но есть и минусы: урезанная функциональность, блеклый внешний вид. AMP плохо подходит для e-commerce. В основном эту технологию используют блоги, новостные порталы и информационные сайты.
Дополнительные рекомендации
- Перенесите скрипты из верхних секций страницы в нижние – так они не будут «отъедать» часть времени загрузки. А вот CSS-файлы могут быть в хэдере.
- Отправьте тяжёлые файлы на сторонние сервисы. Лучше залить видео на YouTube и вставить на страницу код, чем загружать ролик на сайт.
- Уберите 301-редиректы и сократительные ссылки. Распознать все редиректы поможет сервис Screaming Frog.
Если сайт тяжёлый и убрать с него всю «красоту» никак нельзя, используйте прогресс-бар. Он убирает фактор неопределённости, поэтому люди могут ждать загрузки в несколько раз дольше. Это компромиссный способ – проблему не решит, но поможет сократить число отказов.
Пример симпатичного прогресс-бара. Ещё чуть-чуть и страница загрузится
Что в итоге?
- Чем выше скорость загрузки сайта, тем лучше для поведенческих факторов и продвижения в поиске. Идеально, если сайт загружается за 1-2 секунды.
- Чтобы ускорить сайт, нужно убрать всё лишнее и сфокусироваться на простоте. Используйте меньше тяжёлых графических элементов. Оптимизируйте всё, что можно (вес изображений и страницы, код CSS).
- Скорость нужно измерять регулярно. Если она начнёт падать, вы это вовремя заметите и сможете найти причину.
Даже простая оптимизация страниц и графики поможет отыграть несколько драгоценных секунд. Используйте хотя бы несколько способов – не теряйте посетителей.