В апреле в Москве стартует велосезон. Трушеринг пишет не только о каршеринге, но и других видах шеринговой экономики. Поэтому мы подготовили материал о развитии велошеринга в России и в мире.
Байкшеринг – что это?
Другими словами, велошеринг. Это система аренды велосипедов, и в последние несколько лет она стала очень популярной. Это связано с развитием технологий, которые позволили трансформировать формат байкшеринга. Велошеринг можно поделить на три группы по типу завершерия аренды.
Станции
Велосипеды находятся на станциях, завершать и начинать аренду можно только на них. Арендовать велосипед можно через приложение или через терминал, который установлен на станции.
Геостанции/гибрид
В этой системе нет док-станций. Велосипеды отображаются на карте в приложении, начать и завершить аренду можно в определенных зонах.
Для завершения аренды нужно заблокировать колесо велосипеда. У некоторых компаний это можно сделать через приложение, у некоторых – просто нажав кнопку на замке.
Свободная парковка
Другими словами, dockless. Пользователь может завершить аренду в любом месте в пределах города, байки отображаются на карте в приложении.
Способ завершения аренды аналогичный с предыдущим типом: блокировка колеса велосипеда.
Как развивается индустрия
Бурно. Особенно это касается байкшерингов, работающих по системе dockless. В 2017 году в них было было инвестировано 2,6 миллиарда долларов (при том что в 2016 году эта цифра составила 290 миллионов долларов). Более 1 миллиарда из этих денег приходятся на Ofo и 800 миллионов – на Mobike.
Ofo и Mobike – это китайские компании. Ofo запустился в 2014 году и предоставляет услуги в более чем 250 городах в 20 странах. Mobike был основан в 2016 году. Сейчас эта компания работает более чем в 200 городах в 12 странах.
Это наиболее крупные игроки на мировом рынке, которые работают в Азии, Европе и США.
Проблемы велошеринга
Велосипеды, которые можно оставлять вне док-станций, создают проблемы для городских властей. Если компания разрешает оставлять велосипеды везде, то некоторые люди понимают это буквально.
Даже если пользователи не оставляют велосипеды в неположенных местах, количество транспорта все равно загружает город.
По этой причине в Китае в ряде городов запретили вводить новые шеринговые велосипеды. В Амстердаме местные жители жаловались, что им негде парковать свои личные байки. В Мюнхене летом 2017 люди также выступали против роста количества велосипедов в городе. В знак протеста байки переворачивали.
Таким образом, одна из главных проблем велошеринга – это необходимость освободить городское пространство от транспорта. С этой точки зрения формат велошеринга со станциями – наиболее удобный для городских властей. Однако он требует наибольших затрат на создание необходимой инфраструктуры.
Система геостанций была придумана как один из способов борьбы с разбросанными по всему городу велосипедами. Она позволяет сэкономить на постройке док-станций и при этом сгруппировать велосипеды в определенных точках.
В этом видео рассказывается о ситуации с количеством шеринговых велосипедов в Китае:
Что в России?
В марте было объявлено, что в Санкт-Петербурге заработает велошеринг с системой dockless. Для Питера это нововведение, поскольку сейчас в городе нет велошеринга, который работает по такой схеме.
В Санкт-Петербурге и Москве байки можно оставить на док-станциях (Велобайк) и в общественных местах (Кафебайк). Вторая схема не сильно отличается от первой – велосипеды стоят возле, например, кафе. А ключ от байков находится у сотрудников этого кафе. Для начала аренды надо предъявить им код, полученный через приложение, сайт или через СМС.
В сентябре «Ведомости» писали о том, что Ofo появится в Москве. По информации издания, компания рассматривает возможность запуска не только в столице, но и в Санкт-Петербурге и других российских городах.
«Деловой Петербург» утверждает, что Mobike запустится в Санкт-Петербурге с тысячей велосипедов. В компании эту информацию не комментируют.
Таким образом, в этом году в Россию могут прийти два лидера мирового байкшеринга.
Наши читатели подсказывают нам, что в городе Альметьевск (республика Татарстан) работает сервис go-bike. Этот велошеринг предоставляет услуги по системе dockless. В городе есть определенные зоны, в которых можно оставлять байки.
Стоимость аренды – 10 рублей. Она снимается каждые 30 минут. Для того чтобы начать аренду, надо отсканировать QR код на велосипеде. Чтобы завершить аренду, нужно заблокировать колесо байка, потянув за рычажок.