Если продвигаешься под Яндекс, необходимо хорошо ориентироваться в санкциях и держать руку на пульсе. В противном случае, свои и клиентские проекты могут терять ощутимую долю трафика, а значит деньги.
Ежегодно крупнейший поисковик Рунета подкидывает оптимизаторам что-нибудь новенькое из «штрафов», чтобы не расслаблялись и искали новые возможности. Часто в SEO выигрывает тот, кто находится на грани между «добром» и «злом», в нескольких шагах от границы «переспама».
Цель Яндекса – показывать пользователям как можно более качественные ответы на их запросы. Санкциями он старается регулировать качество сайтов на выдаче и пресекать попытки попадания в ТОПы сайтов с помощью накруток.
Типы фильтров Яндекса
У Яндекса можно выделить следующие виды наказаний:
Разберем какие фильтры встречаются в каждом типе, симптомы и способы выхода.
Манипуляции с текстовыми факторами
Фильтр «Переспам» существует с февраля с 2010 года и уже практически не встречается, поэтому в рамках статьи его рассматривать не будем.
Переоптимизация
Достаточно популярный автоматический фильтр, цель которого – наказывать документы за переизбыток использования ключевых фраз или несоответствие страницы ключевым словам, под которые она оптимизирована.
Симптомы
- Проседание документа по позициям по большинству распределенных на него запросов после апдейта.
- Запросы теряют примерно 20-30 позиций.
- Трафик на посадочную страницу сильно падает.
- Редко, но бывают случаи ручного наложения санкций. При этом в Яндекс.Вебмастере появится уведомление:
Способы проверки: воспользоваться методом попарного сравнения документов. Для этого служит бесплатныеинструменты от Пиксель Тулс «Проверка на переоптимизацию» и Александра Арсенкина «Проверка текстового пост-фильтра «Переоптимизация»».
Как выйти: уменьшать плотность вхождений в контенте страницы, заголовке Title, атрибутах картинок Alt и Title, а лучше всего полностью поменять контент страницы:
- Определить интент пользователей, которые попадают на вашу страницу
- Придумать блоки, которые помогут решить задачу пользователя
- Выстроить блоки в виде макета
- Заказать и разместить контент
- Отправить URL измененной страницы в «Переобход страниц» в Я.Вебмастере
Срок выхода: 2-3 апдейта.
«Новый» или «Севальневский» фильтр
Появился на свет в 2014, но так и не получил за это время собственного имени. Севальневским его называют по фамилии эксперта Дмитрия Севальнева, который первый диагностировал его появление.
Симптомы
- В отличие от фильтра «Переоптимизация» проседает не одна, а сразу группа тематических страниц (кластер сайта).
- Запросы сильнее проседают и выпадают из ТОП-100.
Способы проверки: по методу попарного сравнения документов. При этом нужно анализировать сразу несколько документов по нескольким запросам. Инструмент Александра Арсенкина «Проверка текстового пост-фильтра «Переоптимизация»» умеет определять данный фильтр:
Как выйти: повторить комплекс мер для выхода из-под фильтра «Переоптимизация», при этом также рекомендуют:
- Уменьшить длину заголовка Title до 70 символов
- Уменьшить объем текста, по-максимуму ликвидировав «водные» предложения
- Проверить текст на орфографию и пунктуацию, например, отдав на вычитку корректору.
- Убрать выделения HTML тегами с ключевиков: <b>, <i>, <strong> и т.д.
- Убрать излишние вхождения ключевиков с тегов заголовков <h2>, <h3>.
- Проанализировать вхождения ключевиков в alt и title у изображений.
- Добиться равномерного распределения ключевых фраз в контенте страницы.
- Отправить URL измененной страницы в «Переобход страниц» в Я.Вебмастере
Срок выхода: 2-3 апдейта.
Фильтр на одинаковые сниппеты
Накладывается в случае, когда у страниц совпадают мета-теги Title, Description и текст описания. При этом сниппет может формироваться из различных источников. Наиболее часто такая ситуация встречается у карточек товаров и категорий интернет-магазинов.
Симптомы
- Страницы выпадают из ТОП-100, при этом оставаясь видимыми, если добавляешь в адресную строку параметр &rd=0.
Способы проверки: вбивать запросы, распределенные на исследуемую страницу, с параметром &rd=0 и анализировать результаты выдачи. Также полезно в качестве запроса использовать точную форму заголовка Title.
Как выйти: использовать глобальную уникализацию.
- Ручное написание заголовков Title и Description. В случае если их количество велико, внедрение генераций мета-тегов (шаблоны тегов для категорий и карточек).
- Уникализация (добавление) описания товара или категории.
- Размещение уникального описания выше к началу документа.
- Добавление сгенерированных полезных блоков текста.
- Закрытие неуникальных сквозных блоков в NOINDEX, такие как Новости компании или блок о публичной оферте.
- Дождаться переиндексации документов.
Срок выхода: 2-3 апдейта в зависимости от количества страниц и скорости их переиндексации.
Баден-Баден запросозависимый (младший брат)
Накладывается на документ за использование «SEO-текстов», цель которого понижать в выдаче переоптимизированные страницы и избавить рунет от напичканных ключами бессмысленных текстов.
По сути это всё тот же пост-фильтр «Переоптимизация», но в новой реализации. Название «запросозависимый» он получил за то, что часть запросов с зафильтрованного документа не проседают.
Симптомы
- Аналогично переоптимизации:
Проседание документа по позициям по большинству распределенных на него запросов. - Запросы теряют примерно 20-30 позиций.
- Трафик на посадочную страницу сильно падает (возможен анализ с помощью Я.Метрики: фильтрация по точкам входа с трафиком только из Яндекса).
Способы проверки: проверять наличие фильтра по методу попарного сравнения документов. Проще воспользоваться бесплатным инструментом от Пиксель Тулс «Проверка на переоптимизацию» или Арсенкина «Проверка текстового пост-фильтра «Переоптимизация»».
Как выйти:
- Для интернет-магазинов: ликвидация текстов на категориях.
- Для сайтов услуг: Вычитка текстов и удаление водных блоков «не о чем», не несущих полезной информации для пользователя.
- Удаление скрытых или частично скрытых текстов, например, через конструкции display:none и средствами jquery.
- Уделить внимание заголовку Title: как минимум убрать из него двойные вхождения ключевиков.
- Заняться удалением в текстах повторений ключевиков из двух, трех и более слов, особенно с использованием регионов.
- Отправить переработанные страницы в «Переобход страниц» в Я.Вебмастере.
Срок выхода: 1-2 апдейта.
Баден-Баден хостовый (старший брат)
Накладывается на весь сайт за использование «SEO-текстов», когда количество нарушений на сайте по мнению Яндекса становится очень велико. Фильтры накладываются, как и снимаются, волнами, отследить которые можно только в специализированных форумах и группах в социальных сетях. Периодичность волн также постоянно меняется.
Симптомы
- Сайты под этим фильтром теряют до 90% трафика, оставляя по большому счету только брендовый.
- Проседания позиций по всем запросам составляют примерно 20 позиций.
Способы проверки: В Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление:
Как выйти: Провести мероприятия аналогично запросозависимому, за исключением того, что изменения нужно вносить на всём сайте. Закрытие блоков в NOINDEX не поможет.
- Для интернет-магазинов: ликвидация текстов на категориях.
- Для сайтов услуг: Вычитка текстов и удаление водных блоков «не о чем», не несущих полезной информации для пользователя.
- Удаление скрытых или частично скрытых текстов, например, через конструкции display:none и средствами jquery.
- Уделить внимание заголовку Title: как минимум убрать из него двойные вхождения ключевиков.
- Заняться удалением в текстах повторений ключевиков из двух, трех и более слов, особенно с использованием регионов.
- Отправить переработанные страницы в «Переобход страниц» в Я.Вебмастере.
- Выждать около недели на переиндексацию и нажать кнопку «Я всё исправил» в Я.Вебмастере.
- После внесения правок написать в поддержку Яндекса с целью определения все ли правки внесены. В некоторых случаях Платон Щукин присылает примеры страниц с нарушениями.
Срок выхода: 2-4 месяца в зависимости от размера сайта и правильности выполненных действий.
Манипуляции со ссылочными факторами
Фильтр «Ссылочный взрыв» часто упоминается в литературе, но мало кто знает, какие последствия для сайта он несет. Суть его в резком накоплении ссылочной массы, например в сотни доменов за короткий период. Результатом является обнуление эффекта ссылок на ранжирование вашего сайта. В связи с появлением других фильтров такая ситуация маловероятна.
Минусинск
Как и хостовый Баден-Баден, Минусинск накладывается на весь сайт целиком. Причина: чрезмерное использование SEO-ссылок для продвижения.
Яндекс утверждает, что может определять является ли ссылка коммерческой (купленной, неестественной) в 96% случаев. При накоплении критической массы таких ссылок накладывается фильтр.
В 2017 году безопасным является порог в 200 ссылающихся доменов. При наличии большого количества естественных ссылок, этот порог можно увеличить.
Симптомы
- Сайты под этим фильтром теряют до 90% трафика.
- Проседания позиций по всем запросам составляют примерно 20 позиций.
- В ТОПе остаются только брендовые запросы и часть низкочастотных.
Способы проверки: В Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление:
Как выйти: наиболее короткий путь к выходу из-под фильтра – максимально быстрое снятие коммерческих ссылок на сайт. Если есть доступы к биржам и нужным кампаниям – отлично! Это ускорит процесс.
- выгрузить архив внешних ссылок из Я.Вебмастера
- вычислить какие ссылки в каких биржах закупались. Если доступов к кампаниям нет, может помочь бесплатный инструмент «Барыга Чекер» от Check Trust.
- арендованные ссылки снять все разом
- почти во всех биржах есть функционал съема ссылок – пользуйтесь.
- если ссылки закупались с компании другого подрядчика, можно через поддержку биржи получить права на управлению кампанией
- писать вебмастерам напрямую через контакты или whois
- выждать какое-то время и нажать кнопку «Я всё исправил» в Я.Вебмастере
Срок выхода: от 1 до 4 месяцев в зависимости от количества ссылок и скорости их снятия.
Непот фильтр (внешний)
Цель фильтра – борьба с покупной ссылочной массой. Его характерное отличие от других санкций – воздействие не на сайт пользователя, а на конкретные внешние ссылки.
Если алгоритмы Яндекса считают ссылку спамной, она не учитывается в ранжировании. Другими словами – это «выкинутые деньги». При этом Яндекс принимает решение на анализе пары «Донор» - «Анкор», где «Донор» - это сайт, с которого ставится ссылка, а «Анкор» - текст ссылки.
Симптомы
Заметить отсутствие влияния конкретной ссылки довольно сложно. Есть специальные техники диагностики работает ли ссылка или нет.
Способы проверки:
Существующие способы имеют ряд ограничений, когда выявить находится ли ссылка под Непотом невозможно:
- Анкор ссылки встречается в тексте документа в точном виде.
- Есть другие ссылки с таким же анкором.
- Ссылка учтена Яндексом, и страница с ней проиндексирована.
- Страница, на которую ведет ссылка, также проиндексирована.
В этом случае можно воспользоваться инструментом от PixelTools «Проверка на Непот», т.к. в ручную проводить проверки трудоемко.
Как выйти:
Случаев выхода ссылки из-под фильтра не было. От смены анкора санкции не снимается.
Непот фильтр (внутренний)
Наказывает за излишние манипуляции с внутренней перелинковкой. Часто накладывается в ручном порядке сотрудниками антиспама Яндекса.
Причины:
- Отсутствие пользы для пользователей
- Спамные длинные конструкции текстов ссылок
- Отсутствие достойного оформления
- Только уникальные анкоры ссылок
Симптомы
- Проседания позиций по всем запросам составляют примерно 20 позиций.
Способы проверки:
При подозрении на фильтр имеет смысл обратиться в службу поддержки.
Как выйти:
В случае подтверждения со стороны поддержки, необходимо ликвидировать спамные блоки, отправить нужные страницы в «Переобход страниц» и ещё раз написать в поддержку.
Срок выхода: от 1 месяца.
Манипуляции с поведенческими факторами
Фильтр за накрутку поведенческих факторов
Одно из самых жестоких наказаний. Карается за попытки накрутки поведенческих факторов с помощью специализированных бирж. Например, за регулярные переходы по ключевым словам из Яндекса и выполнения на сайте целевых действий по шаблонным методикам.
Симптомы
- Сайты под этим фильтром теряют до 90% трафика.
- Проседания позиций по всем запросам составляют примерно 20 позиций.
- В ТОПе остаются только брендовые запросы и часть низкочастотных.
Способы проверки: В Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление:
Также о факте наложения санкций можно узнать, написав в службу поддержки Яндекса.
Как выйти:
- Остановить любые виды накрутки.
- Проанализировать Я.Метрику на предмет необычной активности со стороны пользователей, в особенности изучить переходы из Яндекса, поведение пользователей.
- Удостовериться в том, что любые накрутки прекратились.
- Начать переписку со службой поддержки Яндекса.
Бывают случаи накрутки конкурентов, поэтому мониторингом не стоит пренебрегать.
Срок выхода: от 6 месяцев. Сразу имеет смысл задуматься о смене домена, если это возможно.
Другие фильтры
Фильтр за назойливую (избыточную) рекламу
Присутствие на сайте большого количества рекламы, а в особенности агрессивной (попандеры, кликандеры и другие) может стать причиной наложения фильтра. Ключевым фактором является раздражение пользователей, которой отражается на поведенческих метриках сайта.
Симптомы
- Сайты под этим фильтром теряют до 50% трафика.
- Присутствие на сайте большого количества всплывающих окон с рекламой
Способы проверки:
В Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление:
Как выйти:
- Убрать рекламу
- Написать в поддержку Яндекса
- Ждать апдейта
Срок выхода: 1-2 недели.
Фильтр за «взрослый» контент (Adult-фильтр)
Яндекс стремиться ограничивать показ сайтов с неприличным контентом по приличным запросам. Необходимо следить за наличием на сайте контента 18+, ненормативной лексики, ссылки на adult-сайты.
Симптомы
Сайт исчезает из выдачи Яндекса по коммерческим и инфозапросам, кроме «взрослых» запросов.
Способы проверки:
Можно попробовать поискать сайт, отключив фильтрацию страниц в настройках поиска:
Опции довольно сложно найти: Настройки -> Поиск -> Результаты поиска.
Как выйти:
- Ликвидировать причины наложения фильтра.
- Написать в поддержку Яндекса.
Срок выхода: до 1 месяца.
АГС (низкое качество сайта, продажа ссылок)
Фильтр наказывает низкокачественные сайты и сайты, активно торгующие внешними ссылками. Так сказать, оборотная сторона Минусинска.
Симптомы
- тИЦ сайт обнуляется.
- Трафик с Яндекса существенно проседает.
Способы проверки:
Как выйти:
- Снять размещенные внешние ссылки с сайта
- Отправить страницы в «Переобход страниц»
- В случае наложения фильтра за качество сайта провести комплекс мер по его улучшению, например:
- Удаление бессмысленных статей с сайта
- Проработать оформление контента
- Сменить хостинг
- Провести технический аудит и исправить проблемы
- Добавить качественного уникального контента
- Написать в поддержку, нажать кнопку «Я все исправил» в Яндекс.Вебмастере
Срок выхода: от 1 до 3 месяцев.
Мы рассмотрели наиболее популярные виды санкций Яндекса, знание которых поможет вам сэкономить время и деньги. Желаем удачи в SEO-борьбе, и пусть качество вашего сайта будет держать фильтры Яндекса на расстоянии.