Найти тему

7 способов убить турбомотор

Оглавление

Текст: Антон Ширяев

  Владелец современного турбо-автомобиля должен привыкнуть, что масло – это такая же расходная жидкость, как омывающая.
Владелец современного турбо-автомобиля должен привыкнуть, что масло – это такая же расходная жидкость, как омывающая.

Способ 1: масляный жадина

Современные двигатели крайне требовательны к смазке. Каждое новое поколение моторов рассчитано всё лучше и без запаса. Высокий расход масла – норма для современных моторов. Если раньше литр доливать литр каждые 5000 км казалось безумием, то современные турбомоторы Audi порой расходуют по 500-800 миллиграмм каждую тысячу километров. Из-за этого даже 100 км езды с горящей лампой низкого запаса масла могут нанести двигателю заметные повреждения. И масло, естественно, должно быть качественным и одобренным производителем. Безусловно, даже не стоит думать о том, чтобы менять масло пореже. Вы можете экономить на чём угодно, кроме моторного масла. В противном случае, вам придётся раскошелиться на ремонт.

Турбо-моторы Subaru далеко не самая надёжная вещь на свете, но и их жизнь можно продлить при правильной эксплуатации.
Турбо-моторы Subaru далеко не самая надёжная вещь на свете, но и их жизнь можно продлить при правильной эксплуатации.

Способ 2: любитель наката

Но даже достаточный уровень масла в картере – не гарантия долгой и беспроблемной службы двигателя. Некоторые турбомоторы старой школы, например Subaru EJ20/25, не терпят низкого давления масла в двигателе. Для них губительно резкое падение давления масла после быстрой езды. Например, если после нескольких километров «валилова» вы включите нейтраль и покатитесь так с горки, двигатель может приказать долго жить уже через пару повторений такого эксперимента. Дело в том, что во время быстрой езды температура масла растёт, оно расширяется и давление падает

Но при активной езде обороты двигателя, как правило, держатся повышенными, что обеспечивает достаточное давление масла. Стоит сбросить обороты или опустить их до уровня холостого хода, как давление масла опустится ниже безопасного уровня. Возникает риск масляного клина между вкладышем коленвала и собственно коленом. Избежать этого можно, просто двигаясь на передаче, что позволит маслу остыть.

Ранее турботаймеры всегда были отдельным устройством, но сейчас это распространённая функция сигнализаций.
Ранее турботаймеры всегда были отдельным устройством, но сейчас это распространённая функция сигнализаций.

Способ 3: домосед

Торопитесь домой, чтобы рассказать жене, как «валит» ваша турбо-машина? Не стоит! Самый известный способ убить мотор – это сразу заглушить мотор после активной езды. Турбина крутится выхлопными газами и может долго вращаться по инерции. Ей, естественно, нужно и охлаждение, и смазка. Но если вы заглушите мотор, то выключите и систему охлаждения, и систему смазки. В итоге повреждений двигателя не избежать. Старым турбомоторам хватало и нескольких таких температурных шоков, чтобы приговорить турбину. Современные двигатели переживают такой экстрим проще, но злоупотреблять всё же не стоит. Редкое исключение –Porsche 911 Trubo, конструкция турбины которого позволяет глушить машину сразу после остановки. Поэтому не лишним будет установка турбо-таймера –системы, которая оставляет двигатель работать 3-5 минут после того, как вы вынимаете ключ из замка зажигания.

На некоторых, особенно спортивных машинах дополнительные приборы –это не понты, а суровая необходимость.
На некоторых, особенно спортивных машинах дополнительные приборы –это не понты, а суровая необходимость.

Способ 4: гуляка

Торопитесь на тусовку, чтобы поразить девчонок мощностью своего турбомотора? Опять-таки не стоит! Помимо того, что турбомотор не любит перегревов, он также плохо относится и к работе при недостаточной температуре масла и охлаждающей жидкости. Быстрая езда с высокими оборотами двигателя на непрогретой машине не сулит ничего хорошего и «атмосфернику», но для турбо-машины, крайне чувствительной к температурному режиму и давлению масла, это губительно вдвойне. Совершенно не обязательно долго греть машину, просто первые 5-10 минут не крутите мотор слишком сильно. Если же у вас спорткар, то не лишним будет установить дополнительные приборы, показывающие температуру и давление масла. Кстати, у многих современных хот-хэтчей и спорткаров (например у VW Golf GTI или Nissan GT-R) такие приборы зашиты в дисплей на панели приборов либо в центральный дисплей.

Топливо – последнее, на чём нужно экономить обладателю любого современного даже не очень мощного мотора.
Топливо – последнее, на чём нужно экономить обладателю любого современного даже не очень мощного мотора.

Способ 5: бензиновый жадина

Бензин с высоким октановым числом нужен, чтобы избежать детонации – самопроизвольного и взрывного сгорания топлива, которое может повредить стенки цилиндров, поршень и камеру сгорания. Обычно риск детонации тем выше, чем выше степень сжатия. У турбомоторов степень сжатия ниже, чем у атмосферников. Но это связано с тем, что турбина и без того нагнетает больше воздуха, а значит и система впрыска впрыскивает больше топлива. Давление в цилиндре и без того высоко, а значит и риск детонации велик. Именно поэтому всё тот же EJ20/25 у Subaru и 4G63 у Mitsubishi не переносят никакого другого бензина, кроме 98-го. Залили 95? Старайтесь держать мотор вне пределов турбо-зоны, не раскручивая его выше 3000 оборотов в минуту. Ну, а если вы «накормили» своего боевого коня 92-м, то скорее всего, лучше сразу отправиться на сервис.

Турбо-моторы TSI и роботизированные коробки DSG наделяют машину выдающимися характеристиками, но сулят проблемы в эксплуатации.
Турбо-моторы TSI и роботизированные коробки DSG наделяют машину выдающимися характеристиками, но сулят проблемы в эксплуатации.

Способ 6: чип спешит на помощь

Турбомотор крайне легко поддаётся форсировке. Для роста мощности и момента достаточно увеличить давление наддува. Большинство современных турбомоторов оснащены турбинами низкого давления, чьё рабочее давление обычно составляет 0,8 бара. При этом турбины легко «раскачать» и до 1,0 и до 1,2 бара, что может поднять мощность на 30-50%. Заманчиво, не так ли? Но не забывайте, что большее давление – большая нагрузка и на двигатель, и на турбину, а значит, меньший срок их службы. Не зря же при серьёзном тюнинге не просто поднимают давление, но и меняют впуск и выпуск, чтобы обеспечить мотор нужным объёмом воздуха.

Далеко  не всегда одинаковые по объёму моторы одинаковы и по конструкции.  2.0-литровые моторы Golf GTI и Golf R имеют больше различий, чем общего.  Чипом явно не обошлись.
Далеко не всегда одинаковые по объёму моторы одинаковы и по конструкции. 2.0-литровые моторы Golf GTI и Golf R имеют больше различий, чем общего. Чипом явно не обошлись.

Да а порой и меняют турбину на более крупную и производительную. Если же вы поддались на уговоры и «раскачали» свой 225-сильный мотор Audi 2.0 TFSI до 300 л.с. (а это всего лишь Stage 1), то с удвоенным вниманием следите за температурой и давлением масла, меняйте его и регулярно доливайте, заправляйтесь только высокооктановым бензином с проверенных заправок. Ведь ничто просто так не даётся, а лошадиные силы в особенности.

Что тут ещё добавишь? Заботьтесь о своей машине и её сердце!
Что тут ещё добавишь? Заботьтесь о своей машине и её сердце!

Способ 7: сложный пациент

Главное в любом современном моторе, а в случае с турбо-двигателем в особенности –это квалифицированное и своевременное обслуживание. Помните, что даже относительно простой турбомотор –это сложная конструкция, а когда речь идёт о турбинах Twin Scroll с двойной крыльчаткой, турбинах с изменяемой геометрией, двигателях с изменяемой длиной впускного тракта, высотой подъёма клапанов, изменяемыми фазами газораспределения, непосредственным впрыском и прочими современными технологиями, навредить бывает очень просто. И у каждого мотора есть свои слабые места и особенности. Популярный и очень распространённый двигатель Volkswagen 1.4 TSI, например, требует регулярно прочищать интеркулер, который быстро забивается из-за своего расположения прямо во впускном коллекторе. Времена гаражистов и самообслуживания, увы, прошли.