Найти тему
Slav L

Три атаки

Анти статья о том как нас учили воевать. Без политики. Читать 4 минуты.

Было это в Прибалтике в 1991 году под Каунасом. Взвод моих солдатиков, почти все новобранцы( были и старики) молча стояли передо мной и тяжело дышали. Во всех двух атаках до этого, я два раза "положил" взвод, перед "дотом" ( обозначающим дот -солдатом с холостыми патронами) который они брали, потому что нет ни чего хуже чем солдат не знающий как воевать, да еще русский язык не понимающий.

Взводным я стал 2 недели назад. Соответственно и я ними там "полег". Я тогда еще молодой лейтенант, только прибыл в свою часть внутренних войск с училища. Ну думаю:"не хочу я так умирать". Не думал, что такие мне солдаты попадутся. Ну что делать, надо учить!

В большинстве своем тактическая подготовка для ведения боя в полях именно в войсках, (не путать с училищами военными) в ВВ МВД была слабой, по причине подготовки охранной тактики и создания оцеплений и так далее. Части были охранные. А путч, который мы поддержали в Прибалтике, через два дня превратился в поражение, то есть воевать нам не пришлось, хотя пулеметные гнезда мы оборудовали и советскую власть вернули за час. Как миленькие литовцы стали вежливыми и русский понимающие.

И тут я такой лейтенант новоиспеченный, ремнями переплетенный, тактическими занятиями в училище пропитанный, учу взвод свой уму- разуму в поле. И стоят мои солдатики, не понимая, что будь настоящая война, "лежать" им на этом поле и лесочке. А главное, вы знаете в нашем деле офицерском это рассказ, показ тренировка. И тренировка, тренировка, тренировка...

Я считал и сейчас также думаю, что раз ты называешься войсками, то и умей воевать в полях. Придет время и понадобится, а не придет крепче будешь.

Стоят и смотрят на меня почти ни чего не понимая, что я им рассказываю. Ладно думаю, учить так учить, беру переводчика одного из солдатиков, кто лучше понимает узбекский и давай через него рассказывать, что б всем понятно стало. Пришлось бегать перед ними падать и отползать и снова бежать. Не легкая работа у солдата, это точно. Смотрю, глаза у солдатиков велесые, лейтенант перед ними бегает, падает, виданное ли дело.. Дело было на опушке леса, которую я их учил атаковать.

Вспомнил, я своего комбата из училища, который нам пытался объяснить, как надо воевать. А дело было так:

Заканчивался третий курс училища и настали у нас батальонные учения. Тут что б читатель знал, курсанты на этих учениях руководят отделением, взводом, ротой и батальоном и по очереди, а преподаватели с кафедры тактики проверяют знания курсантов. Про то как нас целый день маршами и контр маршами со вспышкой слева и справа мучали, рассказывать не буду, а вот то как мы высоту брали, это стоит рассказать.

Брали мы эту высоту всем батальоном 4 раза. Не ели мы с утра и были очень голодными к обеду, сами понимаете, "война есть война". Только сейчас понимаешь, со временем, что так нас учили выживать на войне, а тогда некоторые курсанты недовольны были. Но служба есть служба. В первую атаку на эту высоту я просто стрелком был ,а друг мой Володя, с моего отделения был взводным нашего 1 го взвода. Ох и бежали мы быстро вперед и БМП вроде шла не плохо, прям парад. Уже почти добежали до линии траншей. Только слышим, когда почти зашли туда - стоп! Всем назад. А вы понимаете, три роты атаковали, почти 2 км шириной фронт, бегом бежали по полю почти 1 километр с выкладкой, а до этого 40 км марша сделали комбинированного правда. И весь бат назад на исходную бегом вернули. ох..

Вышли на исходные в перелесок. Стоим, построили. Пот течет, апрель все таки, а мы в шинелях.

Подходит, к нам ротный, да как давай говорить, да с известными всем словами). А капитан с кафедры тактики ходит рядом, как тень, за всем следит. В общем, "положил" всех нас тогда Володя. Ротному, что был из курсантов тоже, не сладко, у него рота встала, задача не выполнена. Командиры наши хотели, бы мы курсанты во время скоротечного боя думали головой. Не ротный из курсантов, ни Володя мой, не управляли во время боя, в соответствии с обстановкой, не давали команды( курсанты вообще то сами всё знают, командиры же и бегут как надо и куда надо), не дали залечь команду, бежали как угорелые на пулеметы. А нас думать заставляли. Одно дело в оцеплении стоять или беспорядки в городе разгонять и другое дело враг в поле, с оружием.

Также оценку ставили и нашим штатным командирам взвода и роты, хоть они в первой атаке, как наблюдатели были. Ясно дело, ни кому неуды не нужны. Дело в том,что на подходе к высоте, а там метров 800 чистого поля, два пулемета стояли перед нашей ротой. Вот они и лупили по нам холостыми, это так называемые обозначающие, те же курсанты, но с другой роты. Их тоже оценивали, но как обороняющихся. По всем правилам войны, у нас процентов 80% потерь.

А оказывается, потери по батальону почти половина по оценкам проверяющего. Курсанты думали, что тут надо зычно крикнуть и браво побежать, дать команду и пятерка обеспечена по тактике. А надо было еще думать.

А тут наш комбат "Толя" еще приехал, так лихо его БМП развернулась, как на коне. Соскочил.

"Ну что сынки, вы что делаете, куда на пулеметы бежите. Кто командир?" Стоим молчим. Смотрю, стоит Вовка мой, лицо белое.

Ну думаю, накрылся увал Володе. Раз комбат тут накручивает. А комбат, не стал ни орать ни наказывать и давай нам еще раз объяснять почему думать то мы должны.

-Курсанты, вы же командиры, как вы воевать будете. Ведь учимся мы для того что бы побеждать. Вызвал курсантов кто был ком взвода и давай им науку читать. Смотрю, карту открыли , тыкает им, рукой на высоту показывает.

На вторую атаку назначили уже других курсантов командирами.

Дали команду готовиться ко второй атаке. Устали мы, стоим клянем всех тихонько. А задача то не выполнена. Высоту не взяли. Жрать хочется. Ноги гудят.

Дали опять ракету. Пошли. А высота, это реально высота, холм- с пятиэтажку такой - поле. Тут всем проверка и БМПшникам и танкистам ( у нас 3 танка было). В этот раз , когда пулеметы ударили, мы залегли. Вообщем, пришлось нам ползти на фланг( со всей амуницией) и эмитировать атаку во фланг. Но..И тут нас вернули. Не дошло дело до окопов противника. Не помню, что там, в общем не понравилось проверяющим в целом батальонная атака. А высота стоит себе. Слышим на правом фланге, сильная стрельба идет (ясно холостыми). Короче. Откатились назад. Оказывается в этот раз новоиспеченный комбат из курсантов, второй что был назначен, слабо боем управлял и не удалось ему синхронизировать общую атаку. Проверяющие из главка из Москвы увидели и остановили.

Зато нашего взводного курсанта похвалили, руководил что надо.

Ходили мы еще раз в атаку и опять откатились. Теперь вводная была, что начался арт обстрел и газы( привет Скрипалю). Капитан с кафедры тактики, без божно взрыв пакеты кидал..)) и бежали мы назад, в противогазах..

Короче к 4 атаке, мы уже злые были, как ни знаю кто. Ох и достала же нас эта высота. А мы себя выдающимся батом считали, так как когда Союз разваливался везде побывали и Ереване и Баку и Фергане и Сухуми ( ох и накатался я на десантных самолётах)..Тогда одна надежда была на курсантские( читай офицерские) части ВВ МВД СССР. Пехотные училища сухопутных войск прав не имели беспорядки разгонять, да и не умели они разбираться с беспорядками.

Но тут... мотал нас комбат, что хоть ложись и не вставай...

На четвертой атаке, нас всему бату дали команду примкнуть штык нож. По новой вводной, это была короткая штыковая атака. почти 300 метров мы ползли на брюхе. Зато брали окопы на Ура и взрыв пакетами и стрельбой и штыком.

Стоят передо мной солдаты мои тогда и надо что бы они поняли, что от слаженности зависит их бой. И вот как им объяснишь солдатикам моим? Только тренировкой. Вообщем, дружно они у меня еще потом ходили в атаку несколько раз, обходили с фланга, ползали, штыковую имитировали.. Показывал, указывал на ошибки. Вижу устали, но довольны. По моим оценкам, после 6 часов тактики, потери я оценил в 30%, вместо 80% в первой атаке. После этого "боя", у меня как мне показалось, улучшилась дисциплина во взводе. Люди поверили, что их учат, а не муштруют, а некая гордость была, что они держат оружие не для словца.

В конце 1991 года, когда мы уже выходили из Прибалтики и наши части меняли войска охраны края Литвы, один из старослужащих солдат из Ташкента, ранее уволенный в запас прислал очень доброе письмо и сильно благодарил меня, за службу.

Ведь Три Атаки ни когда не забудешь.