Вот вы когда о кофе думаете, какие страны приходят на ум? Ну, Бразилия там, Колумбия. Люди с изысками могут еще Эфиопию вспомнить, а выросшие в СССР – Индию, потому что насыпали когда-то растворимый кофе из коричневых банок с надписями на хинди (а потом еще долго эти банки использовали, у кого-то в кладовках они до сих пор хранятся, наполненные чем-то очень, без сомнения, полезным, но не слишком востребованным). Когда я думаю о кофе, мне на ум приходит Италия, хотя кофе там не растет, и Вена – спасибо ее кофейням. Но чаще я пью кофе, расфасованный в Германии (как и многие из вас, наверное). И не пью растворимый. Все эти ассоциации, конечно, правильные. И страны правильные такие, классические. Ведь вряд ли вы думаете о Вьетнаме, когда думаете о кофе, правда? А зря: это второй в мире экспортер кофейных зерен. Удивлены? Бразилия с Колумбией тоже не могут оправиться от шока: 30 лет назад доля Вьетнама во всемирном кофейном бизнесе (междусобойчик еще тот) составляла всего 0.1%, а сегодня превышает 20% – если это не история успеха, то тогда что такое успех? Кофе многим вьетнамцам помог выбраться из нищеты и бедности. Кому-то помог разбогатеть, единицам – сильно. Владелец кофейной корпорации Trung Nguyen из Хошимина (хотя многие по старой привычке называют его Сайгоном) Дан Ле Нгуен Ву владеет пятью «Бентли», десятью «Феррари» и состоянием в 100 млн. долларов США (средняя зарплата в стране 1300 долларов в год). И не перестает благодарить за все это кофе.
…Вот вспомнился хруст французской булки. Причем там, где я совсем не ожидала его услышать – во Вьетнаме. Каждое утро там наполнено хрустом этой самой булки – свежей, вкусной, ароматной – и кофе. Не ожидали такого от Вьетнама? Я тоже. Французское, понимаете ли, влияние. Фильм «Индокитай» смотрели? Тогда понимаете, откуда там французская булка. С кофе похожая история. Те же французы, которые были не самыми добрыми колонизаторами (потому что колонизаторы в принципе не бывают добрыми), не только научили вьетнамцев печь и любить хрустящие булки по утрам (откуда я про «любить» узнала? Так французы во Вьетнаме давно не заправляют, а булки там продолжают печь и есть), но и привезли сюда кофе в XIX веке. Они же построили первый завод по производству растворимого кофе в 1950-х. Так большая часть вьетнамского кофе потребляется и сегодня – в растворимом виде. Именно поэтому вам и не приходит в голову Вьетнам, когда вы думаете о кофейных странах. Особенно если слово «кофе» для вас равняется слову «арабика». Большая часть выращиваемого во Вьетнаме кофе – более жесткого сорта робуста. Который используется как раз в основном для производства растворимых сортов кофе (да, у компании Nestle во Вьетнаме несколько фабрик). Робуста не только по вкусу более жесткая, в ней кофеина больше: если в арабике – 1.1.5%, то в робусте – 1.6-2.7%.
Но даже если вы знаете о том, что во Вьетнаме есть кофе, ничто не может подготовить вас к местному кофейному магазину: культурный шок обеспечен. Сравнить это я могу только с чайными магазинами в Китае: сотни больших металлических банок (больше напоминающих бидоны), десятки сортов, потрясающий воображение разброс цен. Во Вьетнаме – та же история, только с кофе (с чаем, конечно, тоже, но после Китая чайными магазинами меня не удивить). Правда, кофе здесь чаще всего не в банках, а в прозрачных емкостях, на которых написаны сорта, содержание кофеина и, конечно, цена. От аромата кружится голова, от незнакомых названий заплетается язык, от кофеиновых цифр округляются глаза. Один знакомый вьетнамец говорит: «От нашего кофе сильнее бьется сердце». Да, причем в самом прямом смысле. И заваривают его по-другому, в специальных алюминиевых стаканчиках, которые требуют не привычного для нас мелкого, а достаточно крупного помола. И кофе зачастую получается густой, почти тягучий, как сироп. Если вы попробовали его хоть раз, не забудете никогда и будете просить знакомых, бывающих во Вьетнаме, привезти «хотя бы чуть-чуть». Я прошу.
Кстати, недавно во Вьетнаме открыли «Старбакс» . Думаете, председатель Ву (так частенько называют вьетнамского кофейного короля и счастливого обладателя многочисленных «Бентли» и «Феррари») испугался? Не те вьетнамцы люди, чтобы пугаться американцев, до сих пор не оправившихся от поражения в войне. Председатель Ву презрительно назвал напиток из «Старбакса» «подслащенной водой с ароматом кофе». Оригинальный вьетнамский кофе – совсем другое дело. Говорят, мир уже почти распробовал, и кое-где открываются вьетнамские кофейни. Пока еще как экзотика.
В общем, будете во Вьетнаме, привезите мне кофе. Пожалуйста.