Классическая гитара, путеводитель по каналу
Edin Karamazov (b. 1965) — боснийский лютнист и гитарист, изучал лютню под руководством лютниста Hopkinson Smith (b. 1946) в Schola Cantorum Basiliensis (Базель, Швейцария) и работал со многими известными исполнителями и вокалистами, включая всемирно прославленного Стинга.
Сотрудничество со Стингом в области музыки 16-го века привело к альбому и фильму "Songs from the Labyrinth" (2006), посвящённым лютневым песням John Dowland.
Edin Karamazov зарекомендовал себя как тонкий и виртуозный исполнитель на лютне и является сторонником использования лютни в современной музыке и современных импровизационных контекстах.
Ниже небольшие фрагменты интервью 2014 года.
Вчерашнее выступление — лишь второй ваш приезд в Россию, в первый раз, насколько я знаю, вы приезжали в прошлом году. С чем это связано, почему до этого вы у нас не бывали с концертами?
Можно сказать, что как музыкант я уже вышел на пенсию, я устал. Уже многие годы я не прикладываю никаких усилий к тому, чтобы организовывать какие-то поездки, потому что, на самом деле, я не люблю путешествовать. Музыка — это моё хобби, которому я посвящаю всё своё время, это моя страсть. А поездки действуют скорее разрушающе. Я стараюсь никуда не ездить, но это не касается игры с друзьями. В прошлом году мой друг гитарист Дмитрий Илларионов организовал концерт в честь своего дня рождения и попросил меня поучаствовать, поэтому я приехал в Москву. Точно так же произошло и в этом году, меня пригласил Борис Андрианов. Нет необходимости говорить, что Москва является одним из главных культурных центров в мире, средоточием музыкальной культуры. Всё это, безусловно, так. Но, по большому счёту, мне безразлично проведение концертов, фестивалей и так далее, я давно этим не занимаюсь, я играю музыку для себя и предпочитаю играть дома. И, как я уже сказал, много лет я стараюсь не путешествовать.
На самом деле, это странно слышать. Обычно музыканты говорят, что для того чтобы творить, нужно получать впечатления извне. И источником новых впечатлений часто называют именно путешествия.
Я думаю, это мой путь, и для меня не так важно, как поступают другие люди. Он основан на моих личных ощущениях, и это как религия: разговор один на один.
А раньше когда-то вы ездили в концертные туры?
Я занимался этим, когда мне было двадцать с небольшим лет, но после тридцати я перестал куда-то ездить.
Для кого вы сейчас играете, кто ваши слушатели?
Сейчас я много записываюсь, работаю одновременно над несколькими проектами. За этот год я записал пять дисков на маленьком хорватском острове, ко мне приезжали разные музыканты, с которыми мы вместе работали. Все концерты, которые я играю, проходят где-то неподалеку, и я считаю, что это правильно. Великий российский пианист Святослав Рихтер поступал так же, он старался играть в России. Ни в коем случае не нужно думать, что я сравниваю свою карьеру с карьерой Рихтера, это глупо. Но мне нравится то, что он делал. Он избегал выступлений в больших концертных холлах и предпочитал играть где-нибудь в Сибири. Он играл для людей, которым действительно нужна была музыка. Я иду по похожему пути, только в своём маленьком мире. Я играю концерты неподалеку от места, где живу в Хорватии, я езжу в Сербию, в Боснию и Герцеговину, и для меня этого более чем достаточно.
Есть для вас разница между тем, как вы играете, когда записываете альбом, и тем когда играете для публики, как, например, вчера?
Есть огромная разница. С помощью записи невозможно передать момент искусства. Вы никогда не сможете поместить произведение искусства, музыку, на кусок пластика, которым является диск. Это только своего рода фотография, на которой мы с Борисом играем на том острове. Лишь отражение той действительности, которая тогда существовала. Когда мы пишем альбом, мы выступаем, по сути, только перед микрофоном. В этом тоже есть своя прелесть, и своя сложность, это своего рода вызов.
Когда ты выходишь на сцену на концерте, как, например, вчера — всё происходит иначе. Ощущается совсем по-другому. Ты сидишь перед публикой, люди сидят напротив тебя — и что-то в этот момент происходит. Ты направляешь поток музыки на слушателя, делишься с аудиторией своими чувствами, пропуская музыку через себя. Часть своих эмоций, частичку своего сердца ты вкладываешь в каждого человека в зале. Концерт – выматывающее действие, от него сильно устаёшь. Когда же вы слушаете компакт-диск — третий трек, пятый трек — вы сталкиваетесь с замороженной музыкой. Это скорее просто сувенир.