Найти тему
Еда на полке

Является ли "фермерская" продукция в магазинах по-настоящему фермерской?

Фермеры Ленинградской области продолжают жаловаться на то, что их не пускают в крупные торговые сети. Каждый раз немного странно об этом читать. Зачем фермерам крупные торговые сети? Похоже, они (фермеры) сами этого не понимают. Увы, но большинство региональных производителей, желая во что бы то ни стало попасть на полки сетевых магазинов, мало себе представляют, каким именно образом они будут на этом сотрудничестве зарабатывать. Чаще всего руководствуются принципом "главное - войти, а там поглядим". И этот принцип потом многих приводит к банкротствам, судам и прочим проблемам. Именно поэтому, кстати, крупные торговые сети предпочитают максимально, насколько это возможно, работать с федеральными компаниями, а не с локальными.

Но вернемся к фермерам. Если сегодня окинуть взглядом полки большинства крупных торговых сетей, то там всегда найдётся "Фермерский уголок". Что на нём представлено? На фото к этой записи вы можете видеть, что, например, в "перекрёстке", на "Фермерском уголке" стоит продукция известных транснациональных производителей - Данон, Вимм-Билль-Данн и пр. Но в основном это небольшие региональные заводы или предприятия, снабжающие продукцией несколько регионов. В Питере в "Фермерских уголках" можно увидеть по большей части продукцию следующих производителей:

- "Лосево";
- "Молочная культура";
- Киржачский молочный завод";
- Продукты под брендом "СПБ Ферма";
- Продукты под брендом "Столыпинская ферма";
- Продукты под брендом "Живое молоко";
- "Великое село";
- Ферма братьев Чебурашкиных;
- "Мстинское молоко";
- ряд других небольших производителей.

На полки с фермерской продукцией попадает даже молоко от заводов "Данон" - маркетологи производителя рассказывают покупателю о сотрудничестве только с проверенными фермерами, непременной утренней дойке и молниеносной поставке этого молока в магазин. За это покупателю предлагается доплатить к стандартной цене такого же точно молока порядка 25-30 рублей. Видимо, менее дорогое молоко этого же производителя, разливаемое под маркой "Простоквашино. Отборное" поставляется не проверенными фермерами, а также с опозданием приезжает в магазины. Но "Данон" - это "Данон". Здесь вряд ли можно ожидать реальной фермерской продукции, и к данному производителю в связи с этим претензий быть не может - он работает в другой нише, в другом сегменте, а эксперимент с молоком "утренней дойки" для него пока скорее возможность прощупать рынок.

А что же другие, более мелкие производители? Я бы ни одного из них не назвал по-настоящему фермерским производством. По одной простой причине: когда твоя продукция ежедневно поставляется в десятки гипермаркетов, фермерской она быть не может. Ни один фермер не потянет таких объёмов, логистики, а, главное, условий работы. Жесточайших условий. Увы, кооперативов подобных финскому VALIO в России пока нет, фермерские хозяйства представляют из себя всё ещё весьма жалкое зрелище, а нормально перерабатывать и продавать свой продукт и вовсе умеют единицы. Именно поэтому продукцию "Лосево" и всех тех, кого привел в перечне выше, я отношу скорее к качественным, но всё же промышленным продуктам для массового спроса, но никак не к фермерским. Поэтому названия типа "Фермерский уголок" или "Фермерская полка" считаю введением потребителя в заблуждение со стороны торговых сетей, умело играющих на тренде и пользующихся тем, что в России до сих пор нет чёткого определения, что такое фермерская продукция.

При этом в крупных магазинах нарваться на откровенный фальсификат на "Фермерской полке" всё же меньше шансов, чем нарваться на него в различных "Лавках фермера" или интернет-магазинах "фермерской продукции". Нередко видел, как такие "фермеры" по утрам закупают в какой-нибудь "Ленте" дешевый творог или творожный продукт, затем в непонятно каких условиях перефасовывают его в пакетики и продают доверчивому покупателю по баснословным ценам под видом только что приготовленного по старинным семейным рецептам творожка. А люди верят. Потому что не просвещенные у нас в этих вопросах люди, зато "в тренде".

Чтобы понять, какой продукт попал на ваш стол, выполните ряд некоторых действий.
- Изучите состав продукта на упаковке/этикетке. Там же найдите контактные данные производителя;
- Воспользуйтесь поиском в интернете и посмотрите, где находится предприятие-производитель, есть ли у него сайт, какой этот сайт и как часто он наполняется информацией;
- Не поленитесь, изучите, в каких торговых сетях есть этот продукт. Если он есть во многих сетях - фермерским его считать однозначно не стоит, хотя это вовсе не повод считать его некачественным. Просто он - для массового рынка;
- Пообщайтесь с продавцами на торговой точке (если это небольшой магазин), задайте вопросы относительно производства, ассортимента, используемого сырья. Если тот, кто хочет продать вам продукт, не знает на них ответы, это повод задуматься;
- Настоящей фермерской продукции свойственно менять характеристики от партии к партии: молоко может иметь разную жирность, разный привкус, запах. Творог и сметана также могут незначительно различаться в разных партиях. Продукт, который на "Фермерской полке" в крупных гипермаркетах, таких различий почти не имеет;
- Ну и для самых дотошных - вы всегда можете обратиться в Роспотребнадзор или частные компании, которые проведут для вас экспертизу того или иного продукта.

Настоящие реальные фермеры вряд ли пойдут в торговые сети. Поскольку, попав туда, столкнутся с невозможностью обеспечивать все объёмы, чётко отгружать продукцию, держать одни и те же ее характеристики. В итоге одни разорятся, другие - угробят качество продукции в угоду сетям. В итоге не выиграет никто, а в сетях по-прежнему будет представлена исключительно псевдо-фермерская продукция. Мало кто хочет искать альтернативные варианты, которых, на самом деле, немало.