Замминистра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин заявил, что его ведомство намерено отменить норму 218-ФЗ, предусматривающую выдачу одной компании разрешения на строительство одного объекта. Впрочем послабления должны коснуться только тех застройщиков, которые достраивают несколько проблемных объектов. Чем это обернётся для дольщиков, поможет ли строительным компаниям?
Novostroy.su: Как Вы считаете, государство таким образом подталкивает застройщиков к участию в решении судьбы российских долгостроев или даёт возможность застройщикам проблемных новостроек выкарабкаться из долговых ям?
Владимир Солдатенков, ведущий специалист экспертного центра ИОМ РАНХиГС: Заявление об отмене нормы федерального закона, является лишь заявлением о намерении. В любом случае, изменение закона осуществляется законом, который должна принять Государственная Дума РФ, принятый закон подлежит одобрению Советом Федерации, подписывается президентом Российской Федерации. В Государственную Думу в порядке законодательной инициативы законопроект может быть внесен правительством Российской Федерации, которое в свою очередь инициативу Минстроя России может поддержать после согласований с профильными министерствами и ведомствами. Таким образом, указанное сообщение может рассматриваться лишь как мнение должностного лица.
Законопроект предполагает пояснительную записку – обоснование необходимости его принятия. При отсутствии закона (и даже законопроекта), с которым желательно сначала ознакомиться (при его наличии) и лишь потом резюмировать о намерении (воле) государства законодательно урегулировать важнейшие общественные и правовые отношения в сфере долевого строительства.
Novostroy.su: Это послабление способно как-то помочь дольщикам проблемных объектов?
В.С.: Безусловно рассматриваемый вопрос требует урегулирования, однако, одним разрешительным или запретительным административным действием ситуация не изменится. Налицо сложные юридические механизмы, которые находятся в сфере гражданско-правовых многосторонних правовых отношений. Это не просто правоотношения между застройщиком (исполнителем, подрядчиком и даже субподрядчиком) и инвесторами (заказчиками, гражданами (дольщиками).
Правоотношения связаны с градостроительными, экологическими, противопожарными, санитарными и иными нормами и правилами, а также финансовыми обязательствами, включая кредитные, ипотечные отношения. Соответственно, отмена нормы, предусматривающей выдачу одной компании разрешения на строительство одного объекта, снимет лишь ограничение по числу компаний, но этот вопрос касается лишь разрешительной деятельности.
Предположим, что эта норма мешает и ее нужно отменить, а каковы последствия отмены. Несколько компаний будут иметь разрешение? Будет несколько договоров с кем из дольщиков? Если между ними не будет согласия, а здесь прямой интерес каждой строительной компании- обладателя разрешения, то в лучшем случае, суды продолжатся несколько лет относительно действительности договоров и прочее. Практика показывает, что возникают проблемы и с третьими лицами при банкротстве, а также аресте имущества, запрете деятельности как обеспечительных мер.
Множество проблем правового характера требуют серьезной проработки, систематизации и подготовки типовых предложений, которые будут регулировать и частные вопросы. В связи с указанным, следует исключить поспешные однозначные «решения» на стадии их обсуждений, тем более придавать им публичную огласку руководящими лицами министерства.
Публичные отношения до закреплении соответствующих положений в законодательстве должны пройти экспертную оценку, обсуждение специалистов различных отраслей.