В работе с психологом, психотерапевтом рано или поздно всплывает вопрос о чувствах. Специалист спрашивает: "Что вы чувствуете?" - а клиент часто удивляется в ответ: "А зачем это нужно? Лучше скажите, что делать!"
В гештальт-подходе и других гуманистических направлениях терапии внимание к чувствам служит такой основной цели:
- важно дать чувству вызреть, не гасить преждевременно, дать развернуться – чтобы стало ясно, «о чем» оно: с каким опытом связано и какая потребность за ним стоит.
Но такой разговор и само переживание в присутствии другого человека - все это требует доверия.
Если психолог, что называется, без мыла лезет в душу, никакой работы с переживаниями не получится. Важен эмоциональный контакт - когда психолог тоже реагирует на чувства клиента своими чувствами, а не остается сухим и бесстрастным регистратором-самописцем.
И здесь бывает по-разному: иногда опыт терапевта резонирует такими же, как у клиента (похожими) чувствами, иногда их чувства разные.
Например, клиент стыдит себя, переживает себя никчемным, а терапевт в этот момент, напротив, чувствует к нему симпатию и тепло. Или даже так: клиент боится, а терапевт злится.
Главное в идее эмоционального обмена: дать чувствам быть. Терапевт признает реальность клиента, его право на все его чувства: то есть не «борется» с ними, не останавливает их, не пытается преждевременно утешить, успокоить, взбодрить клиента.
Что делать, если чувства клиента и терапевта не совпадают, как обходиться с различиями - буду писать в следующих постах. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Ирина Рёбрушкина, гештальт-терапевт
почта rebrushkina@list.ru, телефон (903)137-74-42