«Учитесь властвовать собою». Полезная идея об управлении эмоциями, к сожалению, часто понимается превратно: как необходимость изжить негативные чувства.
У нас есть эмоции и чувства, и это данность, которую мы не выбираем. Можно даже сказать, что в каком-то смысле чувства выбирают нас: ведь они основываются на нашем внутреннем устройстве (в первую очередь – на типе нервной системы) и на истории наших взаимоотношений с миром.
Так называемые негативные чувства (злость, страх, стыд, вина, печаль, обида, зависть…) переживаются организмом непросто, часто связаны с неприятными телесными ощущениями (напряжения, боли, сжатия, давления, кома в горле, жжения в груди, тяжести и т.д.).
Еще одно их свойство – они переживаются сильнее, интенсивнее, чем чувства «позитивные», и в основе этого лежит эволюционный механизм, механизм выживания: ведь негативные чувства сигналят о неблагополучии организма, о нарушении границ, о недостатке или переизбытке чего-либо ненужного в нем. Если не заметить этого вовремя, организму может быть нанесен вред. Поэтому природа сделала все, чтобы организм точно заметил негативные чувства.
И поэтому же негативных чувств элементарно больше – по количеству, и они разнообразнее. Если позитивные можно по пальцам пересчитать (радость, удовольствие, гордость, интерес, вдохновение, предвкушение, нежность… – много ли еще?), то список негативных гораздо длиннее. В списке базовых эмоций (по К. Изард) позитивных 2, нейтрально окрашенная – 1 (удивление), а негативных 7:
1. интерес – возбуждение;
2. удовольствие – радость;
3. удивление;
4. горе – страдание;
5. гнев – ярость;
6. отвращение – омерзение;
7. презрение – пренебрежение;
8. страх – ужас;
9. стыд – застенчивость;
10. вина – раскаяние.
Однако негативные чувства могут быть не трудными, а наоборот, освобождающими и даже приятными, если их не сдерживать. Замечали, как легко бывает после того, как проплачешься? А как приятно бывает позлиться, сколько в этом энергии! И любители пощекотать себе нервы фильмами ужасов или экстремальными развлечениями согласятся с тем, что страх порой доставляет много удовольствия.
Нина Рубштейн замечательно пишет о том, как формируется восприятие негативных чувств как трудных, тяжелых, болезненных:
Печаль связана с дыханием и плачем. Когда мы разочарованы в связи с потерей, в том числе иллюзий, плач является естественной реакцией, как очищающий поток, освобождающий от обломков старого. Но если плакать запрещено, мы останавливаем свое дыхание, сжимая много разных мелких мышц в груди (сердечная боль), горле (ком в горле), вокруг глаз (головная боль) и так далее.
Становясь взрослее, когда мы уже научены в детстве не плакать, первое, с чем мы сталкиваемся при печали - это с этими спазмами, и мы решаем, что печалиться - это больно. Но больно, на самом деле, ни за что не печалиться. Если дышать глубоко и давать слезам течь, все расслабляется и боль уходит [Источник].
Все чувства нужны и полезны. Все негативные – защищают. Даже стыд – чувство, которое чаще других становится токсичным, заставляя нас уходить в изоляцию, порождая невозможность контакта, – и стыд тоже охраняет интимность.
Подавление чувств ведет к потере чувствительности вообще, и тогда мы перестаем испытывать любые эмоции, перестаем впечатляться миром. Наступает мучительная апатия, депрессия, когда что воля, что неволя – все равно.
Требуется определенная внутренняя «тишина», внимание к себе, навык самопознания, чтобы чувства заметить, дать им достаточно вырасти, набрать силу, раскрыться, не задавить в самом начале – чтобы расслышать то, о чем они сигналят.
Ирина Рёбрушкина, гештальт-терапевт
почта rebrushkina@list.ru, телефон (903)137-74-42