Чёрный маркетинг: реальные истории, о которых не пишут в учебниках и не рассказывают на конференциях. Если вам меньше 18 лет, если вы очень чувствительны, если вы в положении - не читайте дальше.
Некая компания объявила и провела детский фотоконкурс.
Механика: первый этап - кастинг и фотопробы, второй - голосование лайками в социальных сетях, по итогам которого дети-победители должны были стать моделями для рекламной кампании.
Кульминация: в среднем, фото набирали по 20-50 лайков, но в определённый момент несколько фото резко вырвались вперёд, набирая лайки сотнями. В группе разгорелся скандал, родители участников обвиняли друг друга в накрутках и покупках лайков, призывали в обсуждение организаторов и требовали исключить из соревнования мошенников. К сожалению, в правилах не было ни слова о том, каким образом можно получать лайки, поэтому формальных оснований снять кого-либо с голосования не было. Скандал разрастался, недовольство участников перекинулось на организаторов - их обвинили в потворстве мошенникам и попытках продвинуть "своих" участников. Обсуждение вышло за пределы группы организаторов.
Результат: организаторы заявили, что не будут вмешиваться в ход голосования, а победителями, как и было указано в правилах, будут объявлены те, чьи фото соберут большее количество лайков. Что касается возможных мошенничеств, организаторы высказались в стиле "совесть - лучший контролёр" и выразили надежду, что все участники будут вести себя достойно. За следующие сутки, оставшиеся до конца голосования, родители нескольких участников написали, что больше не хотят участвовать в конкурсе, который считают нечестным и потому травмирующим детей. После объявления победителей, в группе появилось несколько в высшей степени некорректных высказываний об их внешности. Организаторам пришлось почистить комментарии и закрыть ветку для обсуждения.
Что помогло:
- чёткая позиция организаторов по отношению к правилам конкурса - признав их несовершенство, организаторы, тем не менее, не стали их менять в процессе.
Важно! Надо признать, что помогло не сильно. С точки зрения имиджа организаторов, акция явно провалилась.
Мораль:
- объявляя детский конкурс, помните о необходимости получить разрешение от родителей на публикацию фото детей, особенно, если речь идёт о коммерческом использовании, например, для рекламной кампании (в правилах это тоже стоит указать);
- объявляя детский конкурс, помните, что если родители по какой-то причине передумали и больше не хотят, чтобы их дети участвовали в конкурсе, все материалы (фото, видео, поделки - что угодно) из открытых источников придётся удалять максимально оперативно;
- объявляя детский конкурс, помните о тщеславии родителей;
- объявляя детский конкурс, заранее определите, как и что вы будете говорить проигравшим, недовольным и обиженным;
- объявляя детский конкурс, помните о возможных заявлениях вида "из-за того, что то-то произошло, мой ребёнок был травмирован, в этом виноваты организаторы - вряд ли компания, где работают люди, так относящиеся к детям, может хорошо вести бизнес";
- объявляя конкурс с лайками (или любыми другими реакциями, которые вы не можете контролировать), думайте о возможных вариантах мошенничества;
- определившись с возможными вариантами мошеннических методов влияния на результат, убедитесь, что у вас есть специалисты, которые смогут быстро их распознать и прекратить их использование;
- объявляя любой конкурс, максимально подробно прописывайте его правила, особенно в части прав организаторов, обязанностей участников и ответственности обеих сторон;
- не забудьте показать правила юристам.