Фильм и в эпоху съемок и ныне вызывает к себе двоякое отношение. С одной стороны, наполнен оптимизмом, безудержной радостью, счастьем быть молодым и беззаботным, с другой — отсутствие ярко выраженого смысла настораживает, стоит ли его смотреть вообще. Но эти сомнения в душе роятся только до тех пор, пока в кинотеатре потухнет свет, а на экране появятся дорогие сердцу актеры. И хотя все фильмы советского времени сейчас просматриваются с помощью интернет ресурсов, отдельные картины до сих пор трогают сердце. Ведь наполнены чистотой помыслов и искренностью.
К таким фильмам можно смело отнести и картину Г. Данелии «Я шагаю по Москве». По сути, произведение соединило в себе лирику и комедию в единое целое. На тот момент это было своего рода новое в подходе к построению сюжета и подачи зрителям. Но путь к выходу на экраны прошла кинокартина немалый. Так долго не утверждали, придумывая раличные причины, где главная была в отсутствии интриги. Слишком в сценарии все было гладко, как намекали руководители, от желания которых зависело утверждение. Но и этот ещё не всё. Отобранные актеры не хотели сниматься или их заменяли на других, считая целесообразным. А с пожеланиями режиссера не хотели считаться или он не сумел быть убедительным.
Да и сценария как такового не было. Зижделся на зарисовке поэтически настроенного сценариста, где главным образом была молодая девушка, идущая под дождем без туфель по лужам. Согласитесь, неудивительно, что режиссер так долго отстаивал фильм. Минимализм абсолютный. Дальше сценарий строился по наитию. Этакий феерический подход. А в итоге, фильм стал классикой. В каждом десятилетии рождались свои изюминки советского кино.
И всё-таки картине суждено было состояться в кинематографе. Главная мысль, творить добро, улыбаться встречным и обратно тоже получать улыбку. Счастье там, где счастливы окружающие. Но эту мысль нужно был еще донести до зрителей. И Данелия старался изо всех сил, а вместе с ним команда единомышленников.
Когда наконец ввели образ полотера, он же писатель, чем-то недовольный и постоянно брюзжащий, тогда наконец фильм утвердили, дали добро к съемкам.
Проблемы дальше начались с актерами — одних выбирали, а снимали тех, кто пожелал принять участие в нестандартной картине. Так прибыл на площадку Владимир Басов. Это был его дебют в кино. Вместо Виталия Соломина пропустили Алексея Локтева. Вместо Натальи Селезневой пришла сниматься Галина Польских. Роль Саши тоже играл не отобранный ранее актер, а утвержденный Евгений Стеблов.
В целом, артисты подобрались сильные, но не те, которых хотел видеть в своем фильме режиссер. Но пришлось смириться ради картины. Единственный, кто остался от заявленных, был Никита Михалков. И это благодаря дружбе Шпаликова с Кончаловским. Но Михалков, на удивление, затребовал большую зарплату. Данелия проявил смекалку и заявил, если Никита не согласится играть на прежних условиях, возьмут другого актера. Михалков усмирил гордыню.
Р. Быков, который проводил монтаж своего фильма, постоянно срывал график съемок. Приходилось под него подстраиваться всей команде.
Евгений Стеблов был еще студентом, и на одном из субботников на овощебазе в шутках был травмирован картофелиной. Распухшая губа затормозила съемки кадров на целых 10 дней.
Январь 1964 ознаменовался в прокате новым фильмом, где юмор строился на лирической завязке. Многие до сих пор с умилением пересматривают картину. Для кого-то это частичка юности. А ведь мог и не появиться на экранах, если бы творческая группа так рьяно не отстаивала своё детище.