Многие родители уже знают, как важна похвала для детской самооценки. И стараются поддержать свое чадо. "Какой ты у меня молодец!", "Умница!" - звучит со всех сторон. Вы будете удивлены, но так хвалить нельзя! Так в чем же ошибка? И как же правильно?
Давайте начнем с себя. Представьте, что вы журналист и вам дали срочное задание -написать статью к утреннему выходу рубрики. Вы сидите над ней допоздна, стараетесь изо всех сил, и к утру она готова. Приходите воодушевленный на работу и кладете ее на стол руководителю. Он просмотрел ее и вы получили в ответ слова:
1 вариант: "Молодец"
2 вариант: «У тебя получилась отличная статья! Я уверен, что она порадует многих читателей!».
Как ощущения? Какой вариант лучше?
Теперь вернемся к нашим детям. Что же мы делаем не так?
Ошибка 1.
"Молодец" - это оценка. А любая оценка приводит к зависимости от мнения окружающих.
Ребенок привыкает к такой похвале и ждет ее, старается получить, заслужить. Если схема работает, то формируется основная мотивация - получить одобрение.
Похвала и поддержка в такой форме может стать "ловушкой» для неокрепшей детской психики.
Ребенок, попавший в зависимость от положительной оценки, часто:
- испытывает тревогу, боится разочаровать близких ему людей.
- ему трудно начать новое дело (страх неудачи)
- часто бросает начатое до конца, если чувствует, что не дотягивает до идеального результата
Как правильно?
Похвалить не личность ребенка, а подчеркнуть действие, выразить свое отношение. "Мне понравилось, как ты нарисовал!"
Ошибка 2.
Лесть, обман.
Ребенок потерпел неудачу и расстроен. Родитель, естественно, хочет его поддержать.
" Да что ты! Ты молодец! Твое выступление было блестящим!" Ребенок чувствует, что это не так. Может начать злиться еще больше.
Как правильно?
Подчеркнуть то, что действительно вам понравилось, найти что-то хорошее. Это может быть деталь или старания. Поддержка будет более искренней!
Правила похвалы:
(сформулированы Хаимом Гиноттом, известным психологом, автором книг о воспитании)
- Похвала должна содержать наши чувства, ассоциации, желания по поводу поступка ребенка, его действий, но не оценивать самого ребенка.
- Поощряя ребенка, дайте ему возможность оценить себя самому, выразить свои чувства к происходящему.
- Похвала должна давать возможность ребенку сделать реалистичный вывод о себе самом.
Такая похвала называется безоценочной.
Конструкция безоценочной похвалы содержит две части:
- Обозначение действий ребенка, которые вы хотите подчеркнуть.
- Высказывание своих чувств, своего отношения к тому, что сделал ребенок.
Например:
«Большое спасибо, что ты вымыл сегодня посуду! Мне очень приятно!»
«В твоем сочинении есть интересные мысли! Мне очень понравилось, как ты рассуждаешь о главном герое "
Примеры удачных фраз для отражения личного отношения:
* У тебя получилось! Я очень рада!
* Ты в этом отлично разобрался.
* Как ловко ты это делаешь!
* Поздравляю!
* Мне очень важна твоя помощь!
* Я знала, что тебе это по силам.
* Мне очень нравится, как ты это сделал!
* Я горжусь тем, что тебе это удалось.
* Очень интересно!
* Работать с тобой - просто радость!
* Я очень рада твоим успехам!
* Ты сегодня действительно много сделал!
* У тебя получилось!
Возможно, сначала будет немного трудно поменять привычное "молодец" на более сложные конструкции. Но поверьте, счастливый ребенок, ощущающий поддержку семьи - того стоит!
Хвалите ребенка правильно!
С уважением, детский психолог, автор проекта "Психологическое здоровье ребенка"
Иванова Ирина