Найти в Дзене

Почти стемнело (1987) Кэтрин Бигелоу

Вампирская драма и приятный образчик кино 80-х, когда драйв, небрежность и широчайшие мазки выглядели, скорее, обаятельно, чем нет

У фильма занятная предыстория: в 80-е наметился ренессанс серьезных фильмов про кровососов против модных комедий на ту же тему, “Почти стемнело” выходил как раз после “Ночи страха” (кто-то, возможно, видел забавный ремейк с Колином Фарреллом от режиссера “Тоня против всех”) и “Пропащих ребят” Шумахера, потому, возможно, и не добрал. Бигелоу и сценарист Эрик Ред мечтали сделать из этой истории вестерн, но вестерну уже вбили осиновый кол в сердце, поэтому от идеи отказались в пользу расплывчатого роад-муви про реднеков и беспечных ездоков, которые отрываются и пьют кровь под покровом ночи, иногда пополняя ряды своего “клана” (так там оказывается бодрый и скуластый юноша в исполнении Адриана Пасдара, влюбившийся в новообращенную героиню Дженни Райт). К тому моменту Бигелоу уже познакомилась с Джеймсом Кэмероном, и он “подарил” ей трех артистов из “Чужих” - Лэнса Хенриксена, который сыграл самого главного вампира (в фильме это слово, “вампир” в смысле, ни разу не звучит), Дженнет Голдстин, который в кудрях и без пулемета в руках можно не узнать, а также Билла Пэкстона, который в каждой сцене разбрасывает харизму, как, простите, напалм над лесами Вьетнама (и мало в какое десятилетие это выглядит не ужасающе, а тут сошлось).

В кино в итоге не хватает какого-то мощного финального панча, да и к хоррорам его можно причислить постольку-поскольку (в основном, из-за вампиров и крови), хотя во всех списках best of the best хорроров, снятых женщинами, он есть. У Бигелоу на месте и узнаваемое изображение панков в 80-е (в широком смысле - как отбросов или просто хулиганов), и куча интригующих недоговоренностей, и какая-никакая телесность - тоже сейчас раритетная штука. Но вот, что забавно и обидно: “Стемнело” мне видится таким же консервативным фильмом, как и многие фантастические/жуткие фильмы 80-х (про это уже упоминалось в связи со вторым сезоном “Странных дел” на примере “Охотников на привидений” и “Гремлинов”). В корзинку "вампиры" очевидно скинуты фигуры разного калибра - персонаж Хенриксена, потомственный рабовладелец, воевавший за Юг, расхристанная и визуально любвеобильная героиня Голдстин, отмороженный Пэкстон и мальчик-хулиган (Джошуа Джон-Миллер), чье главное прегрешение - желание гулять самому по себе и курить сигареты (читай - не слушаться родителей). Связавшиеся с ними Калеб и Мэй (Пасдара и Райт) - явно хорошие ребята, угодившие в дурное общество, - и добрый отец-врач и ангельская сестра Калеба явно вернут их на путь истинный, а остальные сгорят в аду (вернее - в лучах солнца). Там есть нюансы и перерождения, но, в целом и если огрублять, картина вырисовывается такая.

-2

Вдобавок там впрямую проговаривается вампиризм как метафора наркотической зависимости. Она эффектно разыгрывается не в сцене с полицейским, где и звучит фраза про вещества, а в эпизоде с дальнобойщиком - это грандизоная метафора эксплуатации близких, когда человек не в силах сопротивляться внутреннему желанию. Вдобавок рядом долбят землю нефтяные вышки - при желании "Почти стемнело" можно прочитать как отповедь вообще разрушительной жажде человечества в широком смысле - сосать кровь, сосать нефть, вот это всё.

Такая упрощенная маргинализация отдельных групп выглядит забавно вдвойне, так как уже в 90-е Бигелоу снимет “Голубую сталь” - феминистский боевик про полицию и самоутверждение через оружие, где сомнительных обобщений будет гораздо меньше. Понятно, что у хоррора сложные отношения с фигурой другого и общественной моралью (в большинстве случаев ужасы - самый морализаторский жанр на свете), но как кульбит режиссерской карьеры на фоне времени достаточно занятно.

-3

канал “Тинтина вечно заносит в склепы” (кино, комиксы, театр и снова кино)