«Жизнь похожа на коробку шоколадных конфет: пока не откусишь, не узнаешь, какая начинка», — так говорит Форрест Гамп, потому что так говорила его мама. А мама очень любила сына. Большинство считает Форреста умственно отсталым — но зато ему удалось изменить к лучшему жизни всех, с кем он был знаком. ЧТД вспоминает неустаревающую киноклассику Роберта Земекиса о «деревенском дурачке», чья бесконечная доброта и мудрость возвращает всех нас к жизни.
Нехитрая философия мамы ведет Форреста сквозь все трудности — и что все мы перышки, летящие по ветру, и что нужно жить скромно, и что о человеке нужно судить по его обуви (особенно если это железные скобы для «профилактики»).
Мама верила в сына всей душой, поэтому вылечила его ноги от детского недуга, устроила Форреста в обычную школу, чтобы он развивался как все остальные, и никогда в нем не сомневалась. Мама, конечно, была права.
Форрест научился хорошо бегать, и его взяли в университет бить спортивные рекорды. То же умение пригодилось и на войне во Вьетнаме. Там, впрочем, пришлось ненадолго остановиться — из-за ранения в ягодицу.
«Ты уже нашел Бога, Гамп?» — спросил его лейтенант Дэн, считавший, что у каждого из нас есть судьба и негоже ее менять. «А Бога надо было искать?» — вопрошает Форрест.
Это удивление искренне не потому, что Форрест слишком глупый для поиска Бога, а потому, что ему и не нужно искать Всевышнего. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», как написано в Евангелии.
Лейтенант Дэн поначалу ненавидел Форреста, потому что тот изменил его судьбу и спас от смерти. Офицер был уверен: ему положено гордо погибнуть в бою (как это делали его предки-вояки), а не стать безногим спивающимся инвалидом. Но Дэн не знал, что урок Форреста растянется не на годы, а на десятилетия.
Благодаря тому же Форресту Дэн в конце концов находит нового себя: становится матросом на креветочной ферме, любуется морем и закатами, его морщины разглаживаются, а взгляд становится счастливым. Впереди его ждут счастливая женитьба и хорошо вложенные деньги. «В какую-то фруктовую компанию», — считает Форрест Гамп, которому название Apple ни о чем не говорит.
Форрест вновь начинает бежать после расставания с девушкой Дженни, которую он любил всю свою жизнь. Он бежит три года, пробегая страну из конца в конец и обратно, о нем пишут статьи, вокруг него собирается группа последователей, его спрашивают, во имя чего он это делает. «Я просто бегу», — отвечает Форрест, правдиво и просто, прямо как его мама.
Форресту не нужна подоплека действий, не нужны оттенки — он просто бежит, просто любит, просто живет, и не ищет себе никакой выгоды.
В Белом доме он бесхитростно просит у президента отлучиться в туалет. Участвует в телепередаче с Джоном Ленноном, удивляясь странноватым вопросам про религию и собственность. В когда «фруктовая компания» Apple приносит ему миллионы долларов, Форрест спокойно говорит: «Что ж, одной проблемой меньше» — и идет работать газонокосильщиком.
Святую простоту Форреста Гампа несколько раз подчеркивают события, которые ничем, кроме как вмешательством высших сил, не объяснить. На войне ему удается выбраться из-под волн напалма, а креветочный бизнес начинает идти в гору после того, как ураган уничтожает все рыболовные судна, кроме лодочки Форреста.
Но тот все равно стоит как вкопанный и растерянно улыбается. Возможно, это единственный возможный способ оставаться чистым в этом жестоком мире.
«Форрест, кем ты хочешь быть?» — «А разве я не буду собой?» Он поступает правильно — как и говорила его мама. Он жертвует свои «шальные» деньги на церкви и больницы. Он спасает раненых, потому что им страшно и он не может их оставить. Он не обижается, когда его отвергают и предают. Он легко принимает дары и смиряется с бедами.
Форрест Гамп — перышко, невзрачное, но самое чистое и легкое на всем белом свете. Воздух крепко держит Форреста, потому что знает: великий простак будет рад любому месту, где окажется.
Кротости Форреста нам не достичь, но вот способ приблизиться к нему. «Во Вьетнаме шел бесконечный дождь, он шел четыре месяца, но иногда небо прояснялось, появлялись звезды, и это было красиво», — рассказывает он.
Заметить красивое посреди бесконечного дождя — неплохое начало для того, чтобы поймать воздушный поток и побежать вперед.