Несколько лет назад состоялась съемка в лаборатории факультета № 601 МАИ — Космические системы и ракетостроение«. Очень своеобразная была съемка из-за режима секретности. Многое вам я показать просто не смогу, хотя, что может быть секретного в двигателях Р-7, мне не понятно, так как в инете этого и так навалом, но вот на кафедре Р-7 — секретное изделие. Ладно, мы привыкшие ко всяким чудесам и несуразностям.
А вот кое-что там было действительно секретным, некоторые изделия были вообще накрыты брезентом. Очень трудно было чего-либо снять, что бы не спалить эти самые секретные изделия, но что-то получилось, и вы это можете увидеть ниже. Ко многим изделиям я попытаюсь дать описания, хотя некоторые КА я не могу узнать.
Я очень трепетно отношусь к космонавтике вообще, мне эта тема всегда была безумно интересна и любопытна. Даже несмотря на некоторые секретные особенности зала, я там ходил, в некой прострации от нахлынувших чувств, что это вот можно посмотреть, пощупать и задать нашим сопровождающим кучу глупых вопросов. Прикоснуться к истории нашей космонавтики и ракетостроения.
Но я не могу не процитировать Владимир Ермолаев, который в своей книге «Слово о полку Бурановом...» привел более наглядное описание лунный экспедиции. Процитирую несколько фрагментов. А вообще крайне советую прочитать его книгу.
-—
Н-1 была очень большой ракетой. «Тяжелой». Для освоения Луны. А вернее — «для догоняния американов» в части «первых шагов» по Луне.
То есть Н-1 должна была доставить на Луну так называемый «лунник». С нашими космонавтами.
И тут начинается тот самый «Цирк», о котором изложено у Ленина...
По причине экономии непонятно чего, либо из-за многократного резервирования систем, либо по недостатку тяговых характеристик носителя, либо по иным причинам — сложно сказать, но... Но! Экипаж лунной экспедиции Советского Союза состоял из ДВУХ человек...
И при выходе на лунную орбиту — один оставался в основном корабле и нарезал круги вокруг Луны, а второй — «в одного !» в спускаемом аппарате должен был «прилуниться» на поверхность этой самой Луны...
«Лунник» — аппарат, предназначенный для посадки на поверхность Луны.
Состоит из капсулы с космонавтом, которая стоит на платформе, а эта платформа на лапах. Ну как летающая тарелка в фантастических фильмах и на картинках. Итого — высота капсулы на лапах — около 4-х метров от уровня поверхности. Лунной.
Капсула — отсек космонавта — представляет собой яйцо. Внутри этого яйца в согнутом скукоженном виде сидит космонавт. Хотя — «сидит» — это слишком. Скажем так — «находится»... Вы представляете себе ребенка внутри своей беременной мамаши? Примерно так. Вернее — в точности так. Токо ребенок еще не задумывается — куда и как срать, ссать. Не думает он об этом, он вообще еще не знает, что такое «думать»... и что такое «страх», она же — «бзда», она же «боязнь закрытого пространства», она же ...
«Лунник» мягко (бум надеяться) садится на поверхность Луны. Задача «яйценавта» — покрутить сбоку от себя запорное устройство, после чего отбросится люк этого «яйца».
В люке будет лунная степь. И там, вдалеке — маленькая Земля. Там дом твой... И там есть святое место — сортир. Со свежим номером «Красной Звезды». Лучшего материала для подтирания, чем «Красная Звезда» — нету. Там специально мягкая газетная бумага. Как для целей свертывания самокруток в Советской Армии, так и для подтирания. Хорошая такая газета.
Затем — о боже... Затем нужно вытащить из под себя ... ВЕРЕВОЧНУЮ ЛЕСТНИЦУ !!! И выкинуть ее в Луну...
После чего попытаться выбраться из люка жопой вперед, нащупать эту веревочную лестницу и — спуститься по ней на поверхность Луны...
О чем немедленно доложить на Землю по установленной форме. Типа — «задание партии и правительства выполнено». После чего попытаться сфотографировать себя на фоне лунного пейзажа. А то не поверят всякие там ... Зачерпнуть лунного грунта, поставить вымпел с портретом Ленина... Ну а с чьим еще ?
Затем осмотреть «лунник» на предмет технического состояния. Уровень масла, свечи и прочие амортизаторы... При необходимости — заменить...
Еще пару фраз на Землю о «самочувствии», «великом достижении советской науки», преимуществах социализма... И все — делать более нечего, запас жизнеобеспечения скафандра на исходе, пора домой.
Вся лунная экскурсия — час, ну два от силы. А чего там еще делать. ОДНОМУ ?
Затем — обратная процедура по залезанию в «яйцо» по веревочной лестнице... Лестницу отстегнуть — и выкинуть нахер. На Луну. Скукожиться в четыре погибели. Задраить люк. Готовность к пуску... Запустить движок, оторваться от Луны, выйти на лунную орбиту, состыковаться с основным кораблем, перейти в отсек к командиру и — дорога домой.
[...]
Советскую Лунную экспедицию мог выполнить только биоробот. Каковыми и были все из первого отряда космонавтов. Ну или почти все... На тогдашнем этапе освоения космоса у них было одно полетное задание. А именно — ничего не трогай в космическом аппарате. Сиди и не бизди... Получишь орден. И очередное (или через одно) воинское звание. И суперкар системы «Волга».
Первый шаг на другой планете, сделанный «В ОДНОГО» — катастрофическое потрясение, цунами на эмоциональном уровне, психофизическое землелунотрясение... Вы так не считаете? У вас есть дети? Не хотите ли отправить вашего ребенка ОДНОГО на Луну? Да не бойтесь, его подготовят, дадут памперсы и скафандр даже... Ну че там... Ну так как?
[...]
Сложная штука — «советский космос».
[...]
— Ну ладно, батя, про войну рассказал, теперь про Н-1 расскажи че нибудь...
— Дык а что рассказать-то... Ну это... Моя телеметрия работала нормально. Движки там были не того... Все четыре пуска — за бугор...
— Только движки?
— Ну да...
— Ну а если б полетела — мы бы были молодцы? В смысле — страна, Луна, космос, ура?
— Хер его знает...
— Как это?
— Да ну ее на HUJ... Эту Н-1...
-—
Было очень интересно. Такое вот живое прикосновение к железу, которое делали для полетов в космос. Да, за кадром осталось ещё очень много и интересного, но увы. Что бы это увидеть, вам надо стать студентом этой кафедры. :)