Наверняка всем знакома такая (или похожая) рекомендация из области управления эмоциями:
…Умение выражать эмоции – в том, что [человек] не позволяет себе лишних эмоций в речи, говорит спокойно, называя эмоции, а не демонстрируя их. (Козлов В., Козлова А. "Конфликт: участвовать или создавать...")
Для меня это весьма спорное утверждение: со спокойным лицом, «называя, но не демонстрируя», произнося: «Я злюсь, я расстроена», - ОЧЕНЬ сильно сомневаюсь, что мои слова будут всерьез восприняты, учтены, приняты к сведению и в расчет. Что мне вообще поверят – что я правда злюсь и правда переживаю.
Сам по себе навык распознавать и называть эмоции, конечно, очень полезен: есть исследования, подтверждающие, что простая вербализация (словесное обозначение) эмоций уже снижает их накал и облегчает психологическое состояние.
Но ведь все-таки наша нервная система, точнее, ее зеркальные нейроны работают так, что проникнуться состоянием другого, эмпатически услышать, понять его в полном смысле мы можем лишь в том случае, если он эмоции выражает не только словом, но и всем собой – лицом, телом, голосом.
Поэтому, я думаю, что демонстрировать эмоции можно и даже нужно, вопрос лишь в мере и степени. Ведь есть разница между вариантами:
– говорю «я злюсь» ровным бесцветным голосом, с малоподвижной мимикой;
– говорю «я злюсь» довольно сердитым голосом, энергично;
– ору, визжу, оскорбляю, топаю ногами, бью посуду, швыряю вещи, дерусь.
Кроме того, встает вопрос: зачем вообще выражать гнев, и эмоции вообще?
Продолжение следует, подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Ирина Рёбрушкина, гештальт-терапевт
почта rebrushkina@list.ru, телефон (903)137-74-42