Не стало Милоша Формана - одного из самых известных, если не самого известного чешского (или чехословацкого, если угодно) режиссера, которого, наверное, многие все-таки знают больше за американский период (“Пролетая над гнездом кукушки”, “Амадей”), чем за чехословацкий (“Бал пожарных”).
Символично, что самый известный его фильм, снятый на родине (“Бал”), оказался и последним там снятым. Как известно, после окончания Пражской весны (советские танки, вот это все) некоторые деятели культуры благополучно свинтили заграницу - кто во Францию, а кто и в США. Некоторые остались - например, не менее великая Вера Хитилова, женщина-динамит и в хорошем смысле патриотка, снявшая не один док про чехословацкие города (но известная абсурдистскими зарисовками из жизни коммунистического общества).
Также она сняла док про Формана - который долго считался утерянным - с незамысловатым названием “Хитилова против Формана”, где она немного прессует Формана за то, что тот уехал. Интересен там не только и не столько творческий конфликт (Хитилова, полная противоположность Формана, пытает коллегу по новой волне, а что значит та или иная сцена, задает другие строгие вопросы), сколько портрет Формана, складывающийся из клубов сигаретного дыма, рассказов о любимом жилище и парке, где он любит гулять, а лучшая сцена - это обеденный перерыв посреди съемок “Регтайма”. Форман ел, кажется, картошку, ел не очень красиво, как все смертные, а Хитилова с камерой лезла и показывала это будто бы с легкой издевкой, но вместе с тем - это очень мощное и земное воспоминание, которое первым встало перед глазами, когда пришла эта печальная новость.
Форману было 86, он получил два “Оскара”, а последний его сольный фильм (“Призраки Гойи”) вышел в 2006 году (с тех пор про него почти не было слышно).
***
канал “Тинтина вечно заносит в склепы” (кино, комиксы, театр и снова кино)