13 апреля в России отмечается День мецената и благотворителя. Обойти вниманием эту дату мы никак не можем, ведь меценатство и благотворительность в России рубежа XIX – XX вв. несли огромное значение для культуры и жизни страны. Меценатством и благотворительностью, более того, занимались в семье Надежды Петровны Ламановой и в её окружении. Сегодня мы расскажем о том, какую важную роль в истории культурной жизни Москвы сыграли одна из клиенток модной мастерской Надежды Ламановой Генриетта Гиршман и её муж.
Вглядитесь в этот портрет кисти Серова, наверняка вам хорошо знакомый. На нём изображена Генриетта Леопольдовна Гиршман. Гиршман называли первой красавицей Петербурга и Москвы, ею восхищались художники, писатели и композиторы.
Генриетта Леон родилась в Петербурге в семье торговца зерном, но с детства была окружена творческой атмосферой, царившей в семье: её мать была пианисткой, окончившей Берлинскую консерваторию по классу рояля, семья увлекалась коллекционированием картин, в их доме часто устраивались вечера, звучала музыка.
После получения аттестата зрелости Генриетта два года изучала языки, музыку и живопись в Дрездене. Одарённая девушка по совету художника Ильи Репина поступила в художественную студию О. Э. Браза, где стала серьёзно заниматься живописью.
В 1903 г. Генриетта вышла замуж за купца 1-й гильдии потомственного почётного гражданина Владимира Осиповича Гиршмана и переехала в Москву. Об этом браке художник Александр Бенуа вспоминал:
"Принято было недоумевать, как такая очаровательная женщина, такая красавица – 'самая красивая дама Москвы', как Генриетта Леопольдовна 'могла выносить' такого совсем неподходящего мужа. На самом же деле они являли собой образцовую, тесно связанную пару и как будто друг другом не тяготились вовсе".
Владимиру Осиповичу в наследство от отца досталась иголочная фабрика «Гиршман С. и сыновья», производство на которой он стал активно развивать. Полученные от производства деньги Гиршманы тратили на благотворительность и коллекционирование.
В 1890-х годах Гиршман занялся коллекционированием современной русской живописи: приобретал работы Сомова, Васнецова, Борисова-Мусатова, Добужинского, Кустодиева, Серова, Коровина... В его коллекции находилась знаковая картина Врубеля – «Демон сидящий». После революции Владимир Осипович способствовал тому, чтобы его коллекция не была разрознена, а перешла полностью в собрание Третьяковской галереи.
Помимо живописи Гиршман собирал антикварную мебель, в его коллекции было 373 предмета. Коллекция Гиршмана размещалась в его особняке в Мясницком проезде, 6, который после революции в 1919 году стал первым государственным музеем мебели. К сожалению, на следующий год музей был переведён в Александринский дворец в Нескучном саду, а позже фонд и вовсе был распределён по другим музеям. Сам особняк Гиршманов не сохранился.
Генриетта Леопольдовна и Владимир Осипович очень дружили с Московским Художественным Театром, финансировали некоторые постановки. В доме Гиршманов произошло знакомство Станиславского с художниками Бенуа и Добужинским, которое переросло затем в многолетнюю дружбу и многолетнюю работу этих художников для Московского Художественного театра. А ещё, по легенде, именно благодаря Гиршманам в театрально-артистическом обиходе появилось такое понятие как «Капустник». Генриетта Леопольдовна Гиршман каждый год 2-ого февраля устраивала благотворительные обеды для актеров Московского Художественного театра, а они, в свою очередь, приглашали её на свои вечера, после которых она опять устраивала ужин. Происходило это уже во время Великого поста, когда основной пищей была капуста, и Генриетта Леопольдовна потчевала своих гостей постными пирогами с капустой, отчего и пошло ставшее популярным название театральных вечеров – «капустник».
Хотите узнать больше об истории искусства и костюма в России на рубеже XIX-XX веков?
Подписывайтесь на наш канал, а также следите за нашими обновлениями на:
*Facebook и Instagram принадлежат запрещённой в России компании Meta