Найти тему
Машинный мир

ЗИЛ-41045: лимузин для нового Генсека

Этот автомобиль специального назначения смело можно назвать одним из «памятников Застоя», такого далекого, но всё ещё осязаемого. Хоть он был и одним из последующих ответвлений 115-го семейства, однако по известной советской традиции модернизацию старой модели конструкторы представили, как самостоятельную модель.

ЗИЛ-41045
ЗИЛ-41045

Скорее всего это связано со смертью Брежнева, в результате которой к власти пришёл шеф КГБ Андропов. По сложившейся тенденции каждому новому правителю в СССР был положен свой персональный автомобиль. У Сталина, например, был ЗИС-110, у Хрущёва ЗИЛ-111, у Брежнева ЗИЛ-114, а позже ЗИЛ-115/4104.

Последний представлял собой глубоко пересмотренный вариант «сто четырнадцатого», у которого изменились внешность, «начинка» и салон. На момент прихода в стране новой власти это был довольно современный автомобиль даже в своём сегменте. Поэтому конструктором предстояло лишь освежить конструкцию, добившись «нового звучания».

Чтобы полностью раскрыть суть «сорок пятого», необходимо обратиться к конструкции его базы – ЗИЛ-4104. С технической точки зрения «изюминкой» этой машины можно считать двигатель, представлявший собой пересмотренный вариант такового у ЗИЛ-114. Как и прежде, в конструкции предусматривались эксклюзивные элементы: гидротолкатели клапанов, делавшие ненужным ручную регулировку зазоров в цилиндрах, два четырёхкамерных карбюратора, два радиатора, охлаждавших масло.

ЗИЛ-4104
ЗИЛ-4104

Картер имел специальную перегородку, исключавшую оголение маслоприёмника при высокооборотной работе двигателя, привод ГРМ имел втулочно-роликовую цепь, качественно снижавшую уровень шума. Двигатель был восьмицилиндровым с алюминиевой ГБЦ, что вкупе с предыдущими особенностями позволяло добиваться мощности в триста пятнадцать лошадиных сил. Многотонную махину такая мощность могла разогнать до почти двухсот километров в час.

Отличались ЗИЛовские лимузины правительственного назначения ещё и почти идеальной плавностью хода, отчасти реализуемой с помощью двухступенчатой гидротрансформаторной АКПП со специальной дополнительной гидромеханической передачей (ГМП). Но главную роль в обеспечении такой плавности хода, конечно же, играли подвески.

Задняя представляла собой зависимую компоновку с реактивными штангами на рессорах полуэллиптического типа, а передняя независимую схему с использованием стабилизатора поперечной устойчивости. В том числе рулевое управление имело демпфер угловых колебаний, а также гидроусилитель руля, что, несомненно, повышало комфортабельность машины. Таким и был ЗИЛ-4104.

ЗИЛ-41045
ЗИЛ-41045

Что же касается его модернизации, ЗИЛ-41045, то изменения в первую очередь затронули экстерьер. Решётка радиатора была сделанной более грациозной за счёт применения характерного хромированного оклада и разделения горизонтальных прутьев на своеобразные секции. Светотехника с крыльев была «прибрана» в многофункциональный блок в хромированной оправе, в которой были скомпонованы два круглых фонаря головного света, одна нижняя «полоска» указателей поворотов и вертикальная «полоска» габаритов.

Выступ на капоте был чуть уменьшен, на боковинах капота остались только повторители поворотов; при этом бампер остался всё тем же массивным хромированным с облегчающей чёрной полоской по всей его ширине. Затронули изменения и хромированную составляющую экстерьера: молдинги с порогов, переходящих в арки, были окончательно упразднены, молдинги на боковинах расширены, причём нашли на них своё применение резиновые полоски по всей их длине, а хромированное оформление форточек и зеркал заднего вида также стало чёрным.

 ЗИЛ-41045
ЗИЛ-41045

Коснулись изменения и задней части, в которой многосекционные прямоугольные задние фонари стали окончательно прямоугольными, а номерной знак теперь находился примерно на одном уровне с ними. В результате этого «ветра перемен» лимузин стал действительно более грациозным и лёгким по сравнению с предшественником.

Изменились и покрышки «Гранит», которые даже пробитые позволяли машине двигаться – они стали большего диаметра. Модернизирована была АКПП, получившая управление первой передачей; во всём же остальном ЗИЛ-41045 повторял предшественника ЗИЛ-4104.

Таким образом, ЗИЛ-41045 производился с 1983 по 1985 годы до смены ещё одной модернизацией – ЗИЛ-41047. Созданный специально для Андропова, он стал также личным транспортом и Черненко, однако чуть позже он не смог вписаться в новую доктрину СССР – Перестройку, поэтому ЗИЛ-41045 вошёл в историю как один из последних «вздохов Застоя».

Подписывайтесь на наш канал, читайте интересные материалы и не забывайте ставить "лайк"! Спасибо!

Присоединяйтесь к нам в Телеграм

Авто
5,66 млн интересуются