Найти тему
Советская авиация

Следы бывшей Семёновской слободы

Хапиловка протекала между двух подмосковный сёл, известных как родина русской гвардии: Преображенское и Семёновское. След этих времён - в названии окрестных улиц: Девятая Рота, Барабанный и Палочный переулки.

Начать экскурсию удобнее всего у станции метро «Электрозаводская», где возле вестибюля установлена скульптура «Метростроевцы» за авторством знаменитого Матвея Манизера.

Если сейчас Семёновское славится электронными предприятиями, то сто лет назад здесь был крупный центр текстильной промышленности. Вот построенный в 1916 году корпус бывшей фабрики общества «Рихард Симон и К°», а ныне Московской шерстопрядильной фабрики.

Типичный представитель застройки Семёновской слободы в XIX веке. Это сохранившийся до наших дней купеческий дом, деревянный на каменном подклете.

Почти напротив ещё один образец слободского дома, прекрасно сохранившийся.

Пройдя до конца, оказываемся на площади Журавлёва. До конца XVIII века никакой площади здесь не существовало, а был пруд, именовавшийся Прачечным. По указу Павла I о благоустройсве берегов Яузы пруд был спущен, а на его месте образовалась Введенская площадь.

Своё имя площадь получила по церкви, стоявшей на возвышении неподалёку. Храм Введения во храм Богородицы, построенный в XVII веке, уничтожен в 1929 году. Тогда же площади присвоено имя рабочего, участника Гражданской войны Ивана Журавлёва.

На месте храма построили школу, в которой в 1941 году формировались части народного ополчения от ближайших предприятий. В ноябре 2011 не стало и этого здания, и неизвестно, сохранилась ли от него хотя бы мемориальная табличка.

Но, пожалуй, самую сложную и интересную биографию имеет другое здание на площади. Это пышное сооружение, «Дворец на Яузе», бывший ДК МЭЛЗ.

В 1903 году на этом месте возвели Введенский народный дом, который призван был стать очагом культуры глухой рабочей окраины Москвы. Автором выступил знаменитый архитектор модерна И.А. Иванов-Шиц. Внутри был вместительный зал и хорошо оборудованная сцена, где дожны были выступать самодеятельные коллективы.

Чтобы приблизить искусство к массам, в 1947 году было принято решение перевести сюда театр имени Моссовета. Народный дом полностью перестроили (по проекту Б.В. Ефимовича), придав ему выразительные классические формы и превратив в главную доминанту площади. Эксперимент не удался: зрители не хотели ехать в окраинный театр, поэтому для него срочно приспособили недостроенный каркас в саду «Аквариум».

С 59-го года театр стал Телевизионным. Именно здесь проходили первые игры КВН. Затем здание вернулось к своей исходной функции: его приспособили под Дом культуры Московского электролампового завода. Нынешнее состояние дворца можно посмотреть в репортаже, а так же узнать возмутительную историю его акционирования.

Ещё несколько домов на площади заслуживают внимания. Небольшой особняк в стиле модерн интересен тем, что это одна из немногих построек выдающегося архитектора-реставратора Дмитрия Сухова. Он работал над восстановлением древних памятников в Кремле, Звенигороде, Загорске, Владимире, Вологде и многих других городах. Более сорока лет он потратил на восстановление облика храма Василия Блаженного. Трагической нотой в этом списке звучат названия зданий, безжалостно уничтоженных всего через несколько лет после реставрации: Китайгородская стена, Сухарева башня, Воскресенкие ворота, церковь Гребневской Божьей Матери на Лубянке.

По соседству из-за забора выглядывает здание бывшей Покровской полицейской части, в конце XIX века принадлежавшее купцам Шелаевым.

Через площадь, вдоль Малой Семёновской улицы, стоит двухэтажный особняк, принадлежавший семье купцов Носовых, владельцев местной тонкосуконной фабрики. Построенный в конце XIX века, он интересен своими перестройками и пристройками. В начале XX века фактическая владелица здания, жена одного из Носовых, Евфимия Павловна (урождённая Рябушинская) пожелала по примеру Третьякова открыть картинную галерею для последующей передачи её городу. Осуществить перестройку она пригласила архитектора И.В. Жолтовского и художников В.А. Серова и М.В. Добужинского. К особняку был пристроен зал, старые помещения получили новую отделку. К сожалению, галерея так и не была открыта.

Зато сохранилась роспись потолков зала, реставрированная в 80-е годы. После революции коллекцию Носовой национализировали, несколько лет в доме был музей Благуше-Лефортовского района, а до недавнего времени - Первомайского района, однако теперь его вытеснили офисы.

Ниже по Малой Семёновской (дом 9) сохранился и главный дом усадьбы Носовых.

А посередине - двухэтажные кирпичные корпуса бывшей мануфактуры Носовых, позднее фабрики «Освобождённый труд». Справа виден высотный корпус ВНИИшерсть на месте НИИ трикотажной промышленности и Семёновской ткацко-отделочной фабрики.

Еще одно здание, тесно связанное с семейством Носовых, прячется за красивыми воротами на Электрозаводской улице (дом 12).

В одном из номеров журнала Scientific American глава семейства В.Д. Носов увидел американский коттедж и решил построить что-то подобное на своём участке. Строительство было заказано архитектору Л.Н. Кекушеву, считавшемуся вторым мастером модерна после Шехтеля. Особняк строился по упрощённой технологии с апреля по декабрь 1903 года. Это уникальный случай сохранности деревянного памятника стиля модерн.

Это сооружение занимают сразу ряд предприятий: бывший Электрозавод имени Куйбышева, завод автотракторного оборудования АТЭ-1, головное предприятие объединения Московский электроламповый завод и отделившиеся Московский трансформаторный и прожекторный заводы. Во время Первой Мировой войны из Риги эвакуировалось предприятие товарищества русско-французских резиновых и телеграфных производств. Для них близ устья Хапиловки по проекту Г.П. Евланова (ученика Р.И. Клейна) в 1915 году начали возводиться кирпичные корпуса. Достроили их только к 1928 году под руководством Г.С. Шиханова по упрощённому проекту (первоначально у центрального въезда предусматривалось высокое шатровое завершение).