Историки к единому мнению о том, откуда берет начало казачество, так и не пришли. Не беру в расчет Запорожских казаков, но и Донским казакам кажется немыслимым, что Тихий Дон - не является родиной казачества.
А летопись впервые упоминает в 1444 году Рязанских казаков.
Рязанщина в средние века являлась окраиной русских земель, дальше было только Дикое поле, великая степь. Оттуда на Русь совершали набеги, туда в полон угоняли людей.
Рязанское княжество чуть ли не ежегодно разорялось степняками, поэтому даже в условиях междоусобиц, когда каждое княжество держало и войско и охрану, перед Рязанской землей проблема защиты рубежей стояла особенно остро.
Так, в 15 веке и появился класс служилых людей, которые несли службу по охране порубежья. Они жили в маленьких крепостицах и именно их именовали казаками.
Казачьими городками тех лет были Епифань, Данков, Шацк, Михайлов, Пронск, Ряжск. Их населяли молодцы, умевшие хорошо обращаться с оружием и закаленные в частых стычках с татарскими воинами. А кроме того, этот лихой и бесстрашный люд не только охранял окраинные территории, но и сопровождал купеческие речные караваны, ходившие с товарами по Дону от Данкова до Азова.
Само слово «казак», как считают историки — тюркского происхождения.
В Золотой Орде казаками называли рядовых конных татарских воинов, лихих наездников, удальцов. Наверное оттуда оно и пришло к нам, ведь обитатели рязанского Пограничья по торговым и дипломатическим делам бывали в Степи, сталкивались с ордынцами.
У них они и переняли у них это понятие.
В летописях за 1444-й год сообщается, что степной царевич Мустафа кочевал в рязанских степях. У татар произошел ряд стычек с местным населением, те пожаловались, и в конце концов Великий князь Василий Темный прислал свое войско. К москвичам присоединились и местные отряды:
«и приидоша на них мордва на нартах с сулицами, и с рогатинами, и с саблями; а Казаки Рязанские такоже на нартах с сулицами, и с рогатинами, и с саблями з другия стороны». Под «мордвой на нартах», скорее всего, имелись ввиду мордовские воины-лыжники. Как пишется далее, завязалась жестокая сеча, в которой «много Татар избиша и самого салтана Мустафу убиша».
И совсем исчезают сомнения по теме "прародины" казачества, после прочтения летописи за 1502 год, где рассказывается о приказе Великого князя Ивана III Рязанской княгине Агриппине:
«Твоим служилым людям и городовым Казакам быть всем на моей службе, а кто ослушается и пойдет самодурью на Дон в молодечество, их бы ты, Агриппина, велела казнити»
Вот так, оказывается Рязанские казаки, тяготясь честной службой бежали на Дон, из-за чего ослабевала охрана Засечной Черты, проходившей через Рязанское княжество, и Великий князь пытался это пресечь, не допустить оставления рубежей государства без охраны.
Именно казаки из окраинных городков-крепостей, главным образом — рязанских, стали основывать на Дону, в вольных степях, военные поселения, являвшиеся зародышем будущего Войска Донского.
Постепенно к первым беглецам присоединялись и крестьяне, бежавшие из центра страны, и вольные лихие разбойники.
А довершил все император-реформатор Петр I. Своим указом он переселил рязанских городских казаков, ставших к тому времени в военном отношении ненужными (границы Империи значительно расширились), из бывших порубежных крепостей в низовья Дона, туда, куда их предки за столетия до этого бежали «самодурью».
***
Еще больше фактов и интересных рассказов на моем канале. Подписывайтесь и ставьте палец вверх.