Яндекс.Дзен - это солянка.
Я люблю солянку. Это очень вкусно, если правильно приготовить.
Чтобы сборная солянка получилась вкусной, в нее нужно добавить несколько разных видов мяса и копченостей.
В Дзен добавили элементы от разных, порой несовместимых, интернет-жанров. Тут и YouTube, и ЖЖ, и Инстаграм, и социальные сети и много всего.
Тут есть разные материалы: откровенно пустые статьи ни о чем, желтая пресса, обмылки мыльных опер из 90-х, актуальные новости, глубокая аналитика, вдумчивые рассуждения и невесомые истории из жизни. Как это все уживается вместе?
В солянку обычно добавляют лимон. В Дзене для этих целей есть алгоритм, сложный и постоянно меняющийся. Вроде бы, его система самообучающаяся.
Алгоритм Дзена предлагает читателям материалы по каким-то своим правилам и принципам, которых очевидно сотни.
О некоторых особенностях алгоритма попробую рассказать.
Дзен не всегда правильно понимает тематику статьи
Например, материал о микрозаймах он может отнести к статьям о Центральном банке. Вроде бы тоже финансы, но аудитория другая. Те, кто знакомы с документами ЦБ РФ, микрозаймы не берут, а жертвы МФО вряд ли посещают сайт ЦБ РФ.
Даже хорошая и полезная статья может пройти мимо своей аудитории, потому что Дзен ее будет показывать тем, кому она неинтересна.
Отчасти это решается добавлением к статье ключевых слов в момент публикации. Но это лишь отчасти помогает. Времени с появления ключевых слов в Дзене прошло не так много, выводы делать рано, да и ключевые слова мне пока не очень хорошо получается подбирать.
Дзен не жадный, но бережливый
Я долго не мог понять, почему мои публикации показываются в ленте Дзена очень ограниченное время.
Выходит статья, начинаются просмотры, количество которых быстро растет. Но буквально через час просмотры падают почти до нуля.
Сложно представить, что в течение минуты статья из интересной вдруг превратилась в совершенно неинтересную.
А писать каждый час какие-то коротенькие новости с громким заголовком, это не для меня.
Дзен тем активнее показывает публикации в ленте, чем больше посетителей переходят с других платформ. Ссылки на других сайтах, в социальных сетях, в мессенджерах. Больше переходов - больше показов в Дзене.
Точную пропорцию не назову, примерно 1000 показов в ленте на один переход со стороннего сайта.
Если у вас только канал в Дзен, просмотров будет очень мало.
В январе, распробовав Дзен, я отказался от других платформ, на которых публиковал материалы. Теперь постепенно возвращаюсь к ним.
Дзен фильтрует материалы
Вот тут совершенно непонятный для меня момент, который рискует превратить Дзен в рай для копипаста.
Алгоритм охотнее показывает проверенные материалы. Дзен берет определенные статьи за эталон и впоследствии старается выше ранжировать похожие материалы.
Эталонными, похоже, считаются те статьи, которые набрали больше просмотров и дочитываний. Это коротки статьи на какую-нибудь хайповую (так себе словечко, но тут уместно) тему.
В один момент половина ленты может быть завалена одинаковыми статьями разных каналов об одном и том же событии из одного и того же источника.
При этом первоисточник получит гораздо меньше просмотров, чем те, кто перепечатал материал и опубликовал его у себя.
Поэтому выдавать новость первым, если вы хотите больше просмотров, тут не имеет смысла.
По этой же причине в погоне за просмотрами свою манеру и стилистику изложения материала в статьях следует подстраивать под соответствующие статьи и каналы, на которых учился алгоритм.
Пока это каналы-старожилы, созданные в прошлом году.
Но уже заметно, как меняются приоритеты Дзена. У вас может быть очень интересная и познавательная статья для автомобилистов, но для алгоритма Дзена проверенной схемой на автомобильную тематику являются "штрафы", "развод ГИБДД" и "подставы".
Поэтому читателям Дзен будет показывать статьи в три абзаца с кричащим заголовком "Новая подстава ГИБДД. Как не попасть на штраф?". Читатели будут переходить, у статьи разом и просмотр и дочитывание, потому что она целиком умещается на один экран. И совсем не важно алгоритму, что весь смысл статьи сводится к простому "У бинта в автомобильной аптечке срок годности 3 года".
А жаль, ведь по-настоящему интересные и полезные авторские материалы остаются без читателей.
Первым быть плохо?
Не совсем. Придумывая что-то новое, важно не останавливаться.
Пусть алгоритм не стал показывать ваш авторский материал десяткам тысяч читателей. Если он интересен вам и тем читателям, которые все же попали на вашу статью, если читатели внимательно прочитали и им понравилось, алгоритм это учитывает.
Следующая подобная статья получит больше аудитории, подтянет предыдущую.
В какой-то момент Дзен посчитает ваши публикации эталонными в этой тематике, и тут уже никто лучше вас не сможет соответствовать эталону.
Если вы первопроходец в какой-то теме, первым делом нужно будет понравится алгоритму Дзена, но потом ваши работы должны будут нравится читателям.
Поэтому, пионеры, начинайте свой авторский канал, цикл или серию статей с оглядкой на алгоритм, но с основным упором на будущего читателя.
Моя серия статей о мусорной реформе, начавшаяся в декабре, только сейчас набирает просмотры. Декабрьские статьи сегодня получают больше просмотров, чем было в декабре после публикации.
Просто тема не самая популярная, пока. Но к концу года выстрелит, когда вся страна столкнется с мусорной реформой. На чьи статьи о мусорной реформе будет опираться алгоритм?...
Дзен для мобильных читателей
Представлять своего читателя очень важно. В Дзене важно также учитывать, на какой платформе будут читать ваши статьи.
Красивая публикация с картинками, видеороликами, музыкальным сопровождением будет отлично смотреться на экране компьютера.
Впрочем, на некоторых экранах она может выглядеть не очень хорошо. Размер картинок и видео может не подходить к разрешению экрана читателя.
Еще хуже дела обстоят с мобильными устройствами. Там картинки подчас просто не грузятся, видеоролики не просматриваются. Бережно подобранная аудиодорожка может просто не подгрузиться. Это хорошо видно в Метрике.
При этом у меня на канале с мобильных устройств приходит больше половины читателей.
Стараюсь писать заметки с расчетом на всех читателей, чтобы и на мобильном ничего не осталось без внимания, и на экране компьютера не выглядело, как вордовский документ.
Это сложно делать, ведь писать статьи отдельно для ПК и отдельно для мобильных нет возможности. К тому же нет возможности писать статьи на мобильном.
Часто замечаю, что читатели перестают читать статью, обнаружив, что картинки не загрузились или грузятся слишком долго. При этом они даже ставят "палец вверх", делятся статьей, просматривают ее позже с ПК. Но алгоритм считает, что статья неинтересна, потому что читатель не дочитал ее.
Это далеко не все мои наблюдения. В ближайшее время продолжу. Тут ведь и серьезные изменения в Дзене произошли: подписки, каталоги, поиск, карма. Есть о чем рассказать.
Другие мои заметки можете прочитать на канале и на моем сайте.
Приятно получать "палец вверх", если статья нравится.
Вопросы и пожелания пишите на почту: myzen@inbox.ru
Подписывайтесь на канал в Телеграме, чтобы получать уведомления о новых заметках.