Найти тему
Инде

Архитектурный ликбез. 11 общественных зданий Казани в сталинском стиле

Оглавление

Ар-деко и неоклассика в зданиях выставочных павильонов, домов культуры, вузов и общежитий

Автор: Алмаз Загрутдинов

«Инде» продолжает составлять альтернативные маршруты для прогулок по городу: вслед за путеводителем по историческим мечетям, стилю модерн и конструктивизму предлагаем краткий гид по казанским зданиям сталинской эпохи. О жилых сталинках мы неоднократно писали в рубрике «Дом с историей», поэтому на этот раз решили сконцентрироваться на общественных сооружениях — домах культуры, учебных корпусах вузов и выставочных павильонах советского периода 1930−1950-х годов.

Айрат Багаутдинов, основатель проекта «Глазами инженера», автор книги «Что придумал Шухов», экскурсовод:

Классическое начало в архитектуре сохранялось даже в эпоху модерна и авангарда (конструктивизма). В 1920-е годы конструктивизм был не единственным стилем, классическая ордерная архитектура продолжала существовать, хотя и была отодвинута на второй план. При этом авангард получил распространение только в некоторых регионах.
В конце 1920-х годов Иосиф Сталин, получив единоличную власть, начинает проводить свою линию во всех областях искусства. Первым шагом становится постановление 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», которым, в частности, предусматривались роспуск существовавших литературных и художественных групп и образование единых творческих союзов художников, писателей и архитекторов. Это стало главным ударом по позициям авангардистов.
Таким образом Сталин подготовил административную почву для продвижения своих вкусов в архитектуре. Новые проекты утверждаются на конкурсах, в которых государство, как единственный заказчик, последовательно выбирает для реализации неоклассические объекты или объекты в духе ар-деко. Так, путем конкурсного отбора, государство сформировало новую архитектурную повестку дня.
Ар-деко — стиль 1920−1930-х годов, для которого характерны модернистская по духу работа с формой (рубленые, геометрические объемы) и обильный декор, хотя в нем, как правило, использовали упрощенные классические элементы оформления. Ар-деко в России иногда называют постконструктивизмом, но, на мой взгляд, это избыточный термин. В Казани примеров чистого ар-деко нет. Наверное, к этому стилю можно отнести здание городской больницы № 5. Будучи спроектированным еще в 1920-е годы, здание получило конструктивистскую композицию, но на нее был навешен утрированный и упрощенный классический декор в духе ар-деко (прямоугольные пилястры, гладкие цилиндрические колонны и пр.).
Строгий, но пышный стиль ар-деко легко присвоили себе авторитарные режимы Германии и Италии, поэтому после Второй мировой войны в мире его четко ассоциировали с нацизмом, и стиль теряет актуальность. Кроме того, здания в стиле ар-деко, будучи дорогими в производстве (в оформлении, как правило, использовали редкие металлы, мрамор и пр.), были просто не по карману разрушенной войной Европе, поэтому архитектурная мысль ушла в сторону индустриализации и массового строительства. В Европе на смену ар-деко приходит модернизм, но в СССР модернизм появиться не мог, потому что по сути это и был тот самый авангард, который режим в 1930-х годах последовательно клеймил и уничтожал. Поэтому в СССР до 1950-х годов сохраняется сталинская неоклассическая традиция. Но, на мой взгляд, правильнее называть этот послевоенный стиль сталинской эклектикой. Добротной неоклассики в стране ничтожно мало (это разве что столичные объекты архитекторов Ивана Жолтовского, Андрея Бурова и Александра Власова), в регионах же преобладала чистая эклектика в духе построек конца ХIX века, когда на кирпичную коробку навешивался разномастный декор — классические наличники, какой-то портик с колоннами на уровне четвертого этажа или шпили, отсылающие к сталинским высоткам в Москве.
Вместе с тем сталинский слоган «Искусство должно быть национальным по форме, но социалистическим по содержанию» позволил развивать в регионах национальные мотивы. Никто не знал, что значит «социалистическое содержание», но упоминание национальной формы архитекторы восприняли как призыв к действию. Так, в Самарканде появлялись сталинки, отсылающие к эпохе Тамерлана, а в Украине — к украинскому барокко. В Казани яркий объект в национальном духе — здание Казэнерго (ул. Пушкина, 1/55), окна которого утоплены в ниши, завершающиеся стрельчатыми арками, наподобие тех, что мы встречаем в Булгарах. Другой пример — павильон Татарии на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в 1937−1938 годах, выполненный главным казанским идеологом национального начала в архитектуре Исмагилом Гайнутдиновым (именно он через 10 лет оформил фасады и интерьеры театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в духе татарского романтизма). При этом все же в этом павильоне он обращается к общетюркским мотивам, которые к архитектурной традиции поволжских татар имеют весьма далекое отношение. На мой взгляд, татарский компонент в казанской сталинской архитектуре, к сожалению, выражен довольно робко. Возможно, это связано с тем, что у той же Грузии или Украины, в отличие от Татарстана, был другой статус и более длительный опыт жизни вне России.
Конец сталинской эпохи в архитектуре обычно связывают с постановлением Никиты Хрущева 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», но постройки в сталинском духе по инерции появлялись вплоть до конца 1950-х годов. Многие объекты, спроектированные при предыдущем режиме, уже строились, и их, хоть и в более скромном виде, все же доводили до готовности.

Главное здание КНИТУ-КХТИ

Адрес: ул. К. Маркса, 68

Годы постройки: 1933−1937

Архитекторы: Георгий Гурьев-Гуревич, Исмагил Гайнутдинов (оформление фасадов)

-2

В 1929 году московский архитектор Георгий Гурьев-Гуревич разработал первоначальный проект в конструктивистском духе. Стройка была завершена к 1935 году. Четырехэтажное здание с выступающей на главном фасаде полуротондой имело гладкие неоштукатуренные стены без каких-либо декоративных деталей. Такое бедное оформление не устроило дирекцию вуза, и тогда Архитектурный совет города объявил конкурс на разработку проекта оформления фасадов здания. Победил проект архитектора Исмагила Гайнутдинова, предусматривавший украшение здания колоннадой по выступающей полуротонде и пилястрами (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну. — Прим. «Инде») по всему зданию. Работы завершили в 1937 году. Здание КНИТУ-КХТИ изначально строилось для учебных и научных целей, поэтому оно имело полноценную собственную инфраструктуру — котельную, электроподстанцию и станцию по нейтрализации сточных вод.

-3

Общежитие медицинского университета

-4

Адрес: ул. Маяковского, 11/15

Годы постройки: 1933−1937

Архитектор: Николай Баталов

-5

По изначальному проекту пятиэтажное здание общежития имело Г-образную форму и два корпуса, растянутые по улицам Маяковского и Бутлерова. Угол здания задумывался полукруглым, а крыло здания по улице Бутлерова тянулось вплоть до Дома ученых (ул. Бутлерова, 30). В таком виде общежитие могло стать самым крупным зданием в городе (оно было рассчитано на проживание 500 человек), однако впоследствии был построен только корпус по улице Маяковского. Существующее здание композиционно асимметрично: правая часть отступает от красной линии улицы, ось над главным входом имеет дополнительный этаж. В целом здание исполнено в простых формах, а внутренняя планировка соответствует функциональному назначению. Исследователь Нияз Халит в своей книге «Стили и формы татарской архитектуры Казани 1920−1960-х годов» относит это здание к стилю ар-деко. Здесь до сих пор находится общежитие.

-6

Театр оперы и балета имени Мусы Джалиля

-7

Адрес: ул. Театральная, 2

Годы постройки: 1936−1956

Архитекторы: Николай Круглов, Николай Скворцов, Исмагил Гайнутдинов (фасад, интерьеры)

-8

Один из самых знаменитых долгостроев в истории Казани. Авторы первоначального проекта — московские архитекторы Николай Круглов и Николай Скворцов. До начала войны здание успели возвести до карниза, но потом стройку заморозили. После войны работа возобновилась — на стройке работали пленные немцы. В 1946 году объявляется конкурс на изменение внешнего облика здания, в котором побеждает проект Исмагила Гайнутдинова. Уже возведенное здание по его проекту получает фронтон, украшенный скульптурами в татарских костюмах, лепное оформление татарским орнаментом, закругленные ниши на боковых фасадах, куда архитектор помещает скульптуры Пушкина и Тукая. Главный фасад украшается восьмиколонным портиком (крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны. — Прим. «Инде») на высоком первом этаже со множеством входов. Также под руководством Гайнутдинова интерьеры театра богато украшаются в духе татарского романтизма. Как пишет архитектор Сергей Саначин в своей книге «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани», на выполнение росписей был приглашен мастер Чингиз Ахмаров, который уже был награжден Сталинской премией за оформление театра оперы и балета в Ташкенте. Здание театра — первое произведение советской архитектуры в Казани, взятое под госохрану (в 1961 году).

-9

Общежитие КНИТУ-КАИ

-10

Адрес: ул. Большая Красная, 18/7

Год постройки: 1938

Архитекторы: Михаил Поспехов, Петр Борисов

-11

Четырехэтажное П-образное здание с акцентированной центральной входной группой. Как пишет Сергей Саначин, Михаил Поспехов — один из первых архитекторов в Казани, пытавшихся интерпретировать в архитектурных формах сталинской эпохи элементы татарской архитектуры. В здании общежития КНИТУ-КАИ архитектор отразил мотивы галерей, навесов и террас, присущих традиционному татарскому зодчеству. Так, на центральном объеме здания, в котором располагается вход, авторы поставили двухъярусный портик, заканчивающийся на четвертом этаже двумя террасами, навес которых поддерживают две пары тонких колонн. В этой же манере Поспехов оформил и общежитие КХТИ (ул. Товарищеская, 31а). В обоих зданиях до сих пор располагаются общежития.

-12

Здание института экономики КФУ (бывший КГФЭИ)

-13

Адрес: ул. Бутлерова, 4

Годы постройки: 1937−1951

Архитекторы: Юлий Савицкий, Анатолий Густов (интерьеры)

-14

Казанский государственный финансово-экономический институт был создан в 1931 году, но своего здания у него не было. В 1937 году утверждается проект здания КГФЭИ московского архитектора Юлия Савицкого. Строительство здания стало началом реализации проекта генплана «Большая Казань»: здание на высоком холме должно было стать доминантой в новом центре города — предполагалось, что его будет видно с Волги. В 1941 году из-за начала войны строительство приостановили. Но в 1945-м институт все же въехал в здание, хотя строительные работы продолжались вплоть до 1951 года.

Две боковые стены здания стоят острым углом, который образуют улица Бутлерова и Щербаковский переулок, и сходятся к вогнутому портику фасада. Карниз на главном фасаде держат четыре восьмиугольные колонны. К зданию ведет лестница из 80 ступеней. Эскизный проект предусматривал украшение скульптурами на карнизе и лестницах. При реализации скульптуры с карниза решили убрать вовсе, а на площадке у входа в здание появились четыре светильника в виде капителей колонн (автор Анатолий Густов).

-15

Старый аэропорт

-16

Адрес: ул. П. Лумумбы, 47а

Год постройки: 1954

Архитектор: Николай Макареня

-17

Двухэтажное здание с четырехугольными колоннами и башенкой построено по типовому проекту Николая Макарени. Такие же аэропорты появились в Красноярске, Челябинске, Львове. Вместе с тем в разных городах здания отличаются в деталях: так, челябинский вариант имеет классические круглые колонны с коринфскими пилястрами и круглую арку, тогда как в казанском сооружении исследователи (к примеру Нияз Халит) видят влияние исламской архитектурной традиции — центральный портик-колоннада снабжен айваном (в исламской архитектуре сводчатое помещение, с трех сторон обнесенное стеной и открытое с четвертой стороны. — Прим. «Инде») и треугольной аркой.

В марте этого года здание старого аэропорта признали объектом культурного наследия регионального значения. Охране подлежат конструкция крыши, фасады и стены, прилегающая территория и интерьеры. Здание не эксплуатируется в качестве аэропорта с 1979 года, сейчас здесь работают детские кружки.

-18

Здание Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ (бывшее здание Казэнерго)

-19

Адрес: ул. Пушкина, 1/55

Годы постройки: 1949−1951

Архитекторы: Искандер Валеев, Павел Саначин

-20

Здание, расположенное на улицах Правобулачной и Пушкина, имеет угловую башню, возвышающуюся на два этажа относительно основного четырехэтажного объема. В проекте предполагалось, что по улице Пушкина здание должно было быть в два раза длиннее. Весь первый этаж оформлен горизонтальным рустом (облицовка стен, имитирующая дикий камень или кирпичную кладку. — Прим. «Инде»), на уровне второго, третьего и четвертого этажей башни установлены классические колонны коринфского ордера, на ее возвышающейся части — спаренные пилястры, образующие характерную для татарского зодчества изогнутую треугольную арку. Между колоннами в круглых и квадратных углублениях — украшения в татарском духе.

-21

Химический корпус КФУ

-22

Адрес: ул. Кремлевская, 29/1

Год постройки: 1953

Архитектор: Ахмед Бикчентаев

-23

Четырехэтажное здание в стиле советского неоклассицизма стоит на месте взорванного в 1936 году Воскресенского собора. Строительство здания началось в 1937 году, но после постройки подвального и первого этажей стройка была законсервирована до 1948 года, и достроили его только к началу 1950-х. Здание имеет симметричную «дворцовую» композицию с ризалитом и колоннами в центральной части и боковые крылья с рядом пилястр. Проект предусматривал украшение здания скульптурами, однако от них отказались — облик химического корпуса должен был соответствовать главному зданию университета и зданию Академии наук, которые таких деталей не имеют.

-24

Здание «Казанской ярмарки»

-25

Адрес: Оренбургский тракт, 8а

Годы постройки: 1953−1957

Архитекторы: Георгий Солдатов, Павел Саначин

-26

Изначально комплекс казанской ВДНХ планировался таким же пышным, как московский: проект предусматривал 23 павильона, фонтаны и обширную парковую зону. Главный павильон был исполнен в строгих ампирных традициях, на крыше имелись ротонда и шпиль, центральный портик украшали скульптуры. Однако готовое здание главного павильона после принятия в 1955 году постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» лишилось всех этих деталей, а другие павильоны построили из дерева (они не сохранились). Вместе с тем после реконструкции комплекса в 1998 году на главном павильоне все же возвели планировавшиеся изначально ротонду и башенку. Кроме того, комплекс сохранил оригинальные ворота, украшенные скульптурами колхозницы, женщины в татарском костюме и античной музы.

-27

Здание Татарской филармонии

-28

Адрес: ул. Павлюхина, 73

Год постройки: 1955

Архитекторы: Павел Саначин, Георгий Солдатов

-29

Здание построили для Дворца культуры завода синтетического каучука имени Сергея Кирова. Постройка в стиле советского ампира объединяет в себе элементы классицизма и ар-деко. Плоскость стены оформлена рустом, фасад с улицы Павлюхина украшен арками и пилястрами. Верхняя плоскость стены над арками украшена лепным занавесом, масками и фигурами актеров.

В начале 2018 года стало известно, что здание готовят к реконструкции. По проекту предполагается замкнуть П-образное строение с внутренним двором, организовав на этом месте новое фойе, и перенести сюда же парадный вход. Таким образом, заходить в филармонию зрители будут не с улицы Павлюхина, как сейчас, а с противоположной стороны — предварительно пройдя по прилегающему парку. Сроки реализации проекта неизвестны.

-30

Дворец культуры имени Саид-Галеева

-31

Адрес: ул. Советская, 18 (Дербышки)

Годы постройки: 1951−1959

Архитекторы: Искандер Валеев, Андрей Спориус

-32

Симметричное трехэтажное здание в неоклассическом духе с шестиколонным портиком на главном фасаде и четырехколонным — на боковых. Центральный портик увенчан классическим фронтоном. Первый этаж украшает классический руст, окна второго дополнительно выделены сандриками (небольшой карниз, часто с фронтоном, над окном, дверью или нишей. — Прим. «Инде»). К зданию примыкает большой парк. В советское время на площади перед ДК проходили демонстрации. Здание до сих пор эксплуатируется как Дворец культуры.

-33

Фото: Регина Уразаева