Любому, кто учился в ВУЗе, есть что вспомнить о своих наставниках. И всегда найдутся необычные истории и люди, легенды о которых передаются поколениями студентов.
Или курсантов в моём случае.
Я уже рассказывал, как пришедшему принимать экзамен капитану первого ранга, прослышав о его неравнодушии к крепким напиткам, на стол поставили графин отнюдь не с водой. Графин к концу экзамена заметно опустел, но количество двоек от этого не уменьшилось, если не возросло - не каждому ведь понравится такое мнение о цене своей принципиальности - а по окончанию экзамена под сосуд положена десятирублёвая купюра, покрывавшая стоимость содержимого.
Когда я поступил в СВВМИУ, Евгений Петрович Воеводин с заглавного снимка уже отслужил на лодках, окончил Военно-морскую академию, побыл в должности командира роты в нашем училище и являлся заместителем начальника факультета. Мастер спорта по классической борьбе, чемпион Вооружённых Сил , в любое время года он начинал утро пробежкой с голым торсом. А вот курсанты первого курса иногда пытались от зарядки в холодное время уклониться. Но кому, как не Воеводину было знать все их уловки?
Заходит он в сушилку и замечает сопровождающему его дежурному по роте: - А что это у вас шкафы так криво стоят? И придвигает могучим плечом железный шкаф к стенке. - Ой-ёй! - приглушённо раздаётся из-за шкафа. Но замначфака ничего не слышит и уходит осматривать ротные помещения. А распластанный по стене уклонист остаётся ждать освобождения, самому из такого положения шкаф не отодвинуть.
В спальном помещении опытный глаз сразу примечает провисшую сетку на одной из нижних коек. Евгений Петрович присаживается на её краешек и заводит долгий разговор с дежурным. В конце концов силы повисшего под ней хитреца иссякают и он оказывается на полу. К концу зарядки все её противники получают каждый своё.
На снимке капитан 1 ранга Фетисов, его любимой присказкой было "бодро-весело", так его и звали за глаза. Добрейший был человек, даже по фото видно :) Был руководителем нашей корабельной практики в 1970 году, когда мы обошли Африку сначала в восточном направлении, а потом в обратную сторону.
И вот воспоминание одного из курсантов :
А еще Фетисов на экзаменах двойки не ставил, он ставил ГУСАЧЕК! Преподавал электрикам аккумуляторы, один раз на практических занятиях демонстрировал получение водорода в ходе реакции в стеклянной колбе. Колба на столе. Реакция началась, Фетисова вызвали к телефону. Вася Зыкун зажег спичку и поднес к колбе. ВЗРЫВ!!! Все руки и лицо посекло стеклом. Кровищи... . Вбегает Фетисов... . Общий шок! Списали на не изученность явления. На луч солнца, упавшего на колбу.
Дебилы, бл.
Если бы дело кончилось более печально, печальна была бы и судьба преподавателя, вышибли бы на пенсию в момент.
Другой подобный случай на лабораторной по электрическим машинам. Курсантам никак не удавалось правильно собрать схему. После каждого включения выбивало предохранители, воняло палёным. Руководитель занятия капитан 1 ранга Сиротенко лично проверил очередной вариант и взялся за рубильник. "А не жахнет ли снова?" - осторожно спросили начинающие электрики. "Чудес не бывает" - заявил препод, намекая, что после его проверки всё будет тип-топ.
Долбануло так, что напомнило об опытах Николы Теслы. Следующая схема собиралась с присказкой Бориса Гавриловича: " Ребята, повнимательнее - у меня трое детей!" И всё получилось.
А вот воспоминания о ротном командире: Я обладал нелёгким характером и обострённым чувством справедливости. На третьем уже курсе подрался со своим другом, как тогда мне казалось, по серьёзной причине и вгорячах подал рапорт об отчислении. Своего ротного мы звали Лёня. Он принял рапорт и велел ждать решения. Время шло, а дело не двигалось. Я уже помирился с товарищем и с училищем расставаться мне расхотелось.
Не вытерпев, пришёл к комроты узнать, как дела с отчислением. Он достал этот листок из стола и утверждающе сказал: "Ну что, рвем так рвем" и порвал. И добавил: "Куда ж ты Саша пойдешь. Это же твое. И старайся не обращать внимания на глупости. То ли еще в твоей жизни будет. Никогда не бросайся в крайности." Я это запомнил навсегда. Со временем я научился принимать правильные самостоятельные решения и отвечать за них. Но главное, Леня не дал мне сломать свою собственную судьбу. И пусть хотя бы виртуально - низкий поклон Вам Леонид Николаевич. Дай Вам Бог!
Обычно преподаватели знали уровень подготовки своих подопечных. И могли сказать на консультации перед экзаменом, как это делал капитан 1 ранга Калужский - доставайте листочки и пишите: " Дорогая мама, в отпуск я в этом году не приеду, потому что не сдал Элементы Систем Автоматического Управления"
Если ты насолил преподу, то сдать просто нереально. Был такой капитан 1 ранга Чкалов. При мне он занимал строевую должность, прославился своим дуремарством, а его сын учился у нас же. И драл он его неимоверно.
Ходила легенда, что однажды, когда парень стоял в карауле на боевом посту (с патронами в рожках, то-есть), Чика - это кличка Чкалова была - решил ночью проверить отпрыска. То ли подкрасться хотел незаметно, то ли чуть ли не оружием овладеть, типа папаню подпустит к себе. А статья 204 Устава гарнизонной и караульной службы гласит, что часовой есть лицо неприкосновенное и неприкосновенность его заключается в том числе и
- в подчинении его строго определенным лицам - начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему;
- в обязанности всех лиц беспрекословно выполнять требования часового, определяемые его службой;
Так что он под дулом автомата уложил родителя на землю и тот провалялся до прибытия начальника караула. Если бы так не поступил, Чика бы его точно законопатил на губу на максимальный срок.
Так вот, уже позже Чкалов перешёл на кафедру военной истории. Со временем его впалые глаза совсем ввалились, лицо высохло и обтянулось кожей , кличка теперь была "Череп". Мог спросить на экзамене диаметр заклёпок борта или переборок крейсера "Аврора". Однажды отчаявшийся курсант, истерзанный им при ответе на первый вопрос билета, переходя ко второму - "Становление российского флота. Потешный флот Петра первого", возопил - "Я расскажу всё, что знаю, но прошу Вас не спрашивайте у меня фамилии гребцов на ботике Петра 1, я их всё равно не знаю!" , вызвав ржание не только экзаменующихся, но и присутствующих преподавателей.
Таких историй можно было бы рассказать немало, но я заметил, что Дзен не располагает к длительному чтению :)
А в следующий раз расскажу о преподавателях гражданских, подписывайтесь