Ответьте сейчас себе на пару вопросов:
1. Как часто вы себя ловите на раздражении?
2. На что раздражаетесь?
Вообще, если спросить любого человека, то каждый ответит, что такое раздражение. Разными словами, но сойдутся в том, что это отрицательная эмоция, выводящая из равновесия здесь и сейчас. Не настолько сильная, чтоб крушить всё, но и приятного мало.
Если обобщить, то чаще всего люди испытывают раздражение к следующим группам факторов:
- другие люди;
- я сам;
- обстоятельства;
- что-то неодушевленное (погода, сквозняк и т.д).
Когда работаешь с людьми, то чаще всего объектом раздражения становится первый пункт.
Если редко - это вполне нормально, мы же не роботы.
Но чем чаще начинаешь вспыхивать, тем больше поводов начать искать причину.
А причин может быть много. Правда много.
1. Усталось
Ты постоянно что-то делаешь, не высыпаешься, времени ни на что не хватает - вуаля, огрызаешься на всех и вся!
2. Стресс.
Какое-то время систематически ты в состоянии напряжения, давления, постоянной ответсвенности или случилось что-то мало приятное - вот и распознали.
3. Плохое самочувствие.
Болит голова, температура, потянул мышцы на тренировке - всё это может быть причиной раздражения здесь и сейчас. Но! Если такое физическое состояние повторяется чаще и чаще - это уже повод вплотную заняться своим здоровьем. Это можно выделить в отдельный пункт.
4. Заболевание.
Чаще всего всплесками эмоций сопровождается изменение гормонального фона. И да, никакой самодиагностики и самолечения! Баба Яга против!
5. Черта характера.
Если всё выше не подходит, значит у тебя есть предрасположенность к такой реакции.
Итак, смотрим и вычисляем причину своего постоянного раздражения.
Нууу...и на фразе "А теперь устраняем причину" можно было бы и закончить.
Но мы же живем в реальном мире, не идеально-сказочном.
И на работе раздражение часто не плюс.
Поэтому начинаем!
1. Перво-наперво стараемся быть внимательнее. Особенно к себе. Прислушиваемся ощущениям в состоянии раздражения.
Есть ли чисто физический дискомфорт?
Холодно, жарко?
Есть что-то чем раздражает конкретный человек?
Есть возможность устранить это здесь и сейчас? Сделай так. закрой окно, выйди на время, перенеси разговор.
2.Учимся контролировать свои мысли.
Когда накатывает волна пробуй выделять мысли-предшественники. Такие, что универсальны для любой ситуации. Запоминаем их (или хотя бы пробуем).
3. Стараемся контролировать раздражение.
Нет, речь не о сдерживании эмоции. В рабочем процессе раздражение часто мешает и не дает возможности закончить взаимодействие так как необходимо. Тут то и пригодятся мысли из п.2. Только поймали такую мысль - переводим своё внимание. Например, ловишь себя на мысли, что раздражает тон собеседника - переводи всё, абсолютно всё внимание на содержание (хотя бы временно).
И самое, самое главное!
Если раздражительность постоянная, не пропадает после устранения предполагаемых причин и применения приведённых выше "шпаргалок" - иди к психологу!
Если раздражительность сопровождается плаксивостью, агрессией или ещё чем - беги к психологу.