Посмотрите вокруг – сколько машин Российского производства на дорогах. Немало, даже очень немало. А если вы живете в глубинке – то каждая третья или даже вторая машина собрана наших заводах. Непосвященному человеку может показаться, что при таких объёмах продаж любая компания должна получать сверхприбыли. Но, вдруг, оказывается, что у АвтоВАЗа всё время большие финансовые трудности. Будет ли жить АвтоВАЗ завтра? Посмотрим сегодня.
Проблемы АвтоВАЗа просто заложены в нём конструктивно. Посмотрим, какая каша с его собственниками была до сих пор, а за одно, найдем ответ на вопрос: кому же он сегодня принадлежит?
Акции АвтоВАЗа множество раз продавались, перепродавались и выпускались посредством дополнительной эмиссии. Несмотря на убытки завода, их всё-таки покупали. В этом даже поучаствовала кипрская структура «Ренессанс капитал». На данный момент 64% завода принадлежит совместному предприятию Alliance rostec Auto b.v., которая зарегистрирована в Нидерландах.
До сентября 2017 года Альянс принадлежал на 73% Renault, на 9% – Nissan и на 17,5% Ростеху. К концу 2017 года японцы подумали и сбежали с АвтоВАЗа, продав свою долю Renault, у которого стало 84% акций Alliance rostec Auto b.v. В свою очередь, Ростех (он же в прошлом именовался Ростехнологии), является Российской государственной корпорацией, в которую входит 663 организации, из которых сформировано 17 холдинговых компаний.
Тут, как в поговорке: «у 7 нянек дитя без глаза». Немудрено, что во всей этой каше собственников легко запутаться. Но по факту оказывается, что после всей этой свистопляски с концернами, в которые входили то одни, то другие собственники, общая доля Renault в составе АвтоВАЗа стала превышать 50%. То есть, простым большинством или контрольным пакетом политику завода теперь полностью определяют французы.
И вот вам ответ: АвтоВАЗ уже не Российский автогигант. Хорошо это или плохо – вопрос двоякий. С одной стороны, конечно, плохо: сами спасти завод мы не смогли, а, как обычно, просто профукали. С другой стороны – это не самый худший вариант, потому что без участия Renault мы завод потеряли бы ещё раньше. А сейчас у Ростеха осталась хоть какая-то доля, которая из убыточной становится более-менее прибыльной.
Бытует мнение, что АвтоВАЗ давно нужно закрыть. Если уж не могут работать, то лучше заявить о своем банкротстве и распродать на запчасти к черту. Мнение это глубоко ошибочное, потому что завод нельзя рассматривать как самостоятельную единицу. Для обеспечения его работы задействовано множество других предприятий и поставщиков. Если вся эта система встанет, то индексы промышленного производства в нашей стране упадут кратно. А отечественные производители узлов и агрегатов тоже станут банкротами.
Было подсчитано, что если АвтоВАЗ снизит продажи всего на 10%, то промышленное производство в стране сразу упадет на 1,5%. Таким образом, значимость этого производства для нашей экономики просто огромна.
Но, вполне очевидно, что Renault со временем в свои новые модели будет внедрять свои же комплектующие и оставлять наших производителей без сбыта. Если посмотреть на результаты работы завода в 2017 году, то прогресс вполне очевиден. Ещё 2015 году АвтоВАЗ имел убыток в 74 миллиарда рублей. А по результатам 2017 года продажи выросли на 17% по сравнению с 2016 годом и уже было продано более 311 000 машин. В результате доля продукции завода завоевала 20% всего рынка легковых автомобилей в России.
В последние годы появилась линейка неплохих новых автомобилей типа Лады Весты. Так что, если бы не было Renault, то завод, всасывая, как пылесос бюджетные деньги, продолжал бы выпускать «Десятки» да «Калины» до полной своей кончины, как это произошло 2003 году с заводом АЗЛК, который выпускал «Москвичи» более 60 лет. Кстати, кредиторская задолженность АЗЛК составляла всего лишь 23 миллиарда рублей и повторять такую ошибку нельзя.
Если сказать, что ситуация на заводе была странной - это значит не сказать ничего. Посудите сами: в 2014 году вице-президент по производству АвтоВАЗа и Дюк Демаршелье заявил, что в процентном соотношении Тольяттинские автопроизводители зарабатывают на своей продукции больше немецкого Porsche. Он рассказал, что на тот момент себестоимость автомобиля Гранта составляла всего лишь 55 000 рублей, когда в розничной продаже стоимость Гранты была от 289 000 до 482 000 рублей. То есть, рентабельность производства доходила до 300 процентов!
И как при огромных объемах продаж и господдержке по 50 млрд. рублей в год можно было быть в минусе? Без масштабной коррупции это был бы нонсенс. Однако, французы смогли, работая на нашей земле, выбраться из этой ямы. И вполне возможно, что АвтоВАЗ всё-таки станет прибыльным заводом. Нам же, как всегда, остаётся надеяться на лучшее.