Найти тему
Артем Хохолев

100-летний танк, затерянный в норвежских фьордах.

Всем привет и удачи, друзья! Сегодня покажу главную достопримечательность одного из моих любимых мест в северной Норвегии - французский танк Первой мировой войны Renault FT-17, брошенный гитлеровцами при отступлении из береговой батареи HKB 4/448 Kongsfjord, что расположена по дороге в Берлевог, рядом с поселками Вейнес и Конгсьфорд.

Хотя время поджимало, но мне удалось, несмотря на сильный ветер с Баренцева моря и умирающую камеру, снять и видео данной машины, хорошая возможность почувствовать суровую атмосферу этого сказочного места.

Automitrailleuse à chenilles Renault FT modèle 1917 — первый серийный лёгкий танк и первый в мировой истории танк, имевший башню кругового вращения на 360 градусов, а также первый танк классической компоновки (отделение управления — впереди, боевое — в центре и моторное — сзади), именно он определил концепцию танков в том виде в котором они существуют и воюют до настоящего времени.

-2

Эта столетняя (!) боевая машина удивительной судьбы — устаревший танк в числе 500 подобных был захвачен немцами во время вторжения во Францию в 1940 году, введены в строй под индексом Pz.Kpfw.17R 730(f) и перевезен в северную Норвегию для защиты от десанта с моря тыловой Veinesodden batteri Btt. Nr.4/448. Танк стоит чуть в стороне от основной батареи, рядом с руинами столовой (видимо для гансов это был стратегический объект ;) и нижним входом в подземный арсенал. Фотографии и видео подземелий торжественно клянусь выложить в ближайшее время!

-3

Вот он, 6-тонный красавец, вооружался 37 мм орудием «Гочкисс» SA18 и 8-мм пулеметом «Гочкисс» mod.1914 или смог быть полностью пулеметным. Броня FT-17 доходила до 16 мм, экипаж составлял 2 человека. Запас хода был ограничен 65 км по шоссе при максимальной скорости в 20 км/ч. Негусто, но для начала прошлого века и первых танков весьма хороший результат.

-4

Одна их фотографий FT-17 на немецкой службы и с большой долей вероятности это именно описываемый танк в Конгсфьорде.

-5

К сожалению танк в 90-х подвергнулся серьезному разграблению - украли орудие, крышку МТО и много другое, до этого он стоял практически целый, только ржавый. В серый немецкий (шаровый) танковый цвет с крестами его стали красить позже уже местные жители ближайшей деревушки. На старой фотографии, присланной моими норвежскими друзьями видно не сохранившееся орудие.

-6

Реально танк совсем небольшой, двум членам экипажа места там было совсем впритык, зато труднее было его заметить и подбить. Вообще танк производит какое-то нереально впечатление — такой раритет стоит в норвежской глухомани более 70 лет, а с другой стороны сюда можно за полдня легко доехать из Мурманска. Я когда первый раз узнал случайно о нем — не поверил что такое в принципе возможно. Сейчас, несколько лет накатавшись по Норвегии уже ничему не удивляюсь, здесь и не такое бывает.

-7

Автор сего поста изображает упоротого французского (или немецкого) механика водителя, который примерно так и управлял рычагами и педалями танком. Ходовая часть FT-17, на многих экземплярах для уменьшения шума и веса направляющее колесо изготавливалось из дерева со стальным ободом — единственный случай в истории танкостроения (подобный вариант стоит в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке). Рено был наиболее «поворотливым» среди первых танков — он мог разворачиваться на месте вокруг вертикальной оси. А еще оцените пейзаж на заднем фоне — самая настоящая северная сказка!

-8

Остатки башки, здесь сидел/стоял командир танка, он же наводчик орудия, заряжающий и стрелок, три в одном, что как бы было не очень хорошо в бою. По башне можно оценить толщину брони — от винтовочных пуль еще спасало, но от противотанковых орудий — уже нет.

-9

Все что осталось от карбюраторного четырехцилиндрового двигателя Рено на 39 лошадиных сил.

-10

Всегда печально покидать эту боевую машину, но думаю она простоит еще много времени, были планы у норвежцев перевезти его в какой-то местный музей, но все так и заглохло. Может лет так через 25-30, я, уже преклонным пенсионером, опять приеду и прикоснусь в нему, танку брошенному среди суровых и затерянных норвежских фьордов, но не сломленному и будто продолжающему нести свою уже 100-летнюю вахту.

P.S. желающим посмотреть посмотреть еще немецкой фортификации в северной Норвегии предлагаю почитать про поход на немецкую торпедную батарею в двух частях.

-11

Сегодня на этом все друзья, надеюсь Вам понравилось подобная тематика, впереди еше много интересных историй про путешествия по Кольскому Заполярью и Северной Норвегии ,так что подписывайтесь на канал, ставьте лайки , это лучшая мотивация для канала радовать Вас новыми статьями!