Всем привет и удачи, друзья! Сегодня покажу главную достопримечательность одного из моих любимых мест в северной Норвегии - французский танк Первой мировой войны Renault FT-17, брошенный гитлеровцами при отступлении из береговой батареи HKB 4/448 Kongsfjord, что расположена по дороге в Берлевог, рядом с поселками Вейнес и Конгсьфорд.
Хотя время поджимало, но мне удалось, несмотря на сильный ветер с Баренцева моря и умирающую камеру, снять и видео данной машины, хорошая возможность почувствовать суровую атмосферу этого сказочного места.
Automitrailleuse à chenilles Renault FT modèle 1917 — первый серийный лёгкий танк и первый в мировой истории танк, имевший башню кругового вращения на 360 градусов, а также первый танк классической компоновки (отделение управления — впереди, боевое — в центре и моторное — сзади), именно он определил концепцию танков в том виде в котором они существуют и воюют до настоящего времени.
Эта столетняя (!) боевая машина удивительной судьбы — устаревший танк в числе 500 подобных был захвачен немцами во время вторжения во Францию в 1940 году, введены в строй под индексом Pz.Kpfw.17R 730(f) и перевезен в северную Норвегию для защиты от десанта с моря тыловой Veinesodden batteri Btt. Nr.4/448. Танк стоит чуть в стороне от основной батареи, рядом с руинами столовой (видимо для гансов это был стратегический объект ;) и нижним входом в подземный арсенал. Фотографии и видео подземелий торжественно клянусь выложить в ближайшее время!
Вот он, 6-тонный красавец, вооружался 37 мм орудием «Гочкисс» SA18 и 8-мм пулеметом «Гочкисс» mod.1914 или смог быть полностью пулеметным. Броня FT-17 доходила до 16 мм, экипаж составлял 2 человека. Запас хода был ограничен 65 км по шоссе при максимальной скорости в 20 км/ч. Негусто, но для начала прошлого века и первых танков весьма хороший результат.
Одна их фотографий FT-17 на немецкой службы и с большой долей вероятности это именно описываемый танк в Конгсфьорде.
К сожалению танк в 90-х подвергнулся серьезному разграблению - украли орудие, крышку МТО и много другое, до этого он стоял практически целый, только ржавый. В серый немецкий (шаровый) танковый цвет с крестами его стали красить позже уже местные жители ближайшей деревушки. На старой фотографии, присланной моими норвежскими друзьями видно не сохранившееся орудие.
Реально танк совсем небольшой, двум членам экипажа места там было совсем впритык, зато труднее было его заметить и подбить. Вообще танк производит какое-то нереально впечатление — такой раритет стоит в норвежской глухомани более 70 лет, а с другой стороны сюда можно за полдня легко доехать из Мурманска. Я когда первый раз узнал случайно о нем — не поверил что такое в принципе возможно. Сейчас, несколько лет накатавшись по Норвегии уже ничему не удивляюсь, здесь и не такое бывает.
Автор сего поста изображает упоротого французского (или немецкого) механика водителя, который примерно так и управлял рычагами и педалями танком. Ходовая часть FT-17, на многих экземплярах для уменьшения шума и веса направляющее колесо изготавливалось из дерева со стальным ободом — единственный случай в истории танкостроения (подобный вариант стоит в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке). Рено был наиболее «поворотливым» среди первых танков — он мог разворачиваться на месте вокруг вертикальной оси. А еще оцените пейзаж на заднем фоне — самая настоящая северная сказка!
Остатки башки, здесь сидел/стоял командир танка, он же наводчик орудия, заряжающий и стрелок, три в одном, что как бы было не очень хорошо в бою. По башне можно оценить толщину брони — от винтовочных пуль еще спасало, но от противотанковых орудий — уже нет.
Все что осталось от карбюраторного четырехцилиндрового двигателя Рено на 39 лошадиных сил.
Всегда печально покидать эту боевую машину, но думаю она простоит еще много времени, были планы у норвежцев перевезти его в какой-то местный музей, но все так и заглохло. Может лет так через 25-30, я, уже преклонным пенсионером, опять приеду и прикоснусь в нему, танку брошенному среди суровых и затерянных норвежских фьордов, но не сломленному и будто продолжающему нести свою уже 100-летнюю вахту.
P.S. желающим посмотреть посмотреть еще немецкой фортификации в северной Норвегии предлагаю почитать про поход на немецкую торпедную батарею в двух частях.
Сегодня на этом все друзья, надеюсь Вам понравилось подобная тематика, впереди еше много интересных историй про путешествия по Кольскому Заполярью и Северной Норвегии ,так что подписывайтесь на канал, ставьте лайки , это лучшая мотивация для канала радовать Вас новыми статьями!