Найти в Дзене
Психологион

Вчувствование: навык, необходимый психологам и не только.

Бывает, что ко мне обращается за советом человек, которому кажется, что у всех окружающих людей все в порядке, а вот у него самого — проблемы. Помимо решения его проблем, которые его мучают, перед ним встает еще одна важная задача: понять, что другие люди — это тоже люди, и у них проблем не меньше, а зачастую — и намного больше. Но даже после подробных объяснений со множеством примеров человек все равно остается в своем ощущении: ему кажется, что у других людей жизнь лучше, чем у него (несправедливо!), и он не знает, как убедиться в обратном, потому что сходу примерить на себя “шкуру” других людей у него не получается. Я понимаю: если бы получалось, мы бы с ним этот вопрос и не разбирали бы.
Я думаю, что и я, если бы мне не удалось на собственном опыте прочувствовать, что творится в голове и теле другого человека, — я бы тоже не смог во всей полноте принять и понять эту, на первый взгляд, очень простую мысль о том, что иллюзия “у меня все плохо, а у других все лучше” — это правда иллюзия. Но я прочувствовал. Я ощутил себя “в шкуре другого”. И когда у меня это получилось в первый раз, я даже не знал, что это как-то называется: термины “вчувствование”, “подстройка”, “отзеркаливание” мне стали известны гораздо позже, и то только потому, что я заинтересовался этим эффектом, возникшим в ходе изменения моего восприятия других людей. Давайте расскажу, как я этот эффект словил.

Это было в то время, когда я, юноша со взглядом горящим, принялся отчаянно над собой экспериментировать: я пробовал вести себя по разному, я пробовал впрыгивать, вживаться в разные роли, я глубоко рефлексировал на тему “а что такое Я”, подвергая сомнению все то, что мне раньше было привычно. И вот в какой-то момент я, уже примеривший на себя изрядное количество и телесных формочек разных людей, и разных личностных “ролей”, вдруг поймал себя на ощущении, что я могу скопировать человека, на которого смотрю. Т.е. я, “сняв” с себя любые предшествующие мышечные рисунки и ценностные ориентиры, мог попытаться скопировать себе мышечный рисунок человека, за которым наблюдаю, и во мне вдруг начинали происходить интересные процессы. Так, я чувствовал изменения в настроении и даже в каких-то сугубо внутренних физиологических процессах (вроде частоты стука сердца и особенностей дыхания), я начинал ощущать нечто, что еще минуту назад не ощущал. И, что самое интересное, после момента такого “копирования” я вдруг начинал лучше понимать поведение и реакции этого человека. Так, я мог даже предсказать его движения (например, что ему сейчас захочется почесать нос), или мог предсказать то, как он ответит на обращение к нему (и предсказания сбывались). Мне это стало жутко интересно. Я продолжал “впрыгивать”, мой опыт накапливался. Я понял, что это не просто случайные угадывания, а за этим стоят вполне закономерные процессы. Видимо, подумал тогда я, мы не такие уж разные, какими друг другу порой кажемся. Видимо, одни и те же формочки тела подсказывают нам одни и те же эмоциональные состояния. И чем дальше я с этим экспериментировал, тем интереснее все это становилось.

Разумеется, я не преминул проверить свою новую способность “предсказаний” на практике, во время непосредственного общения: так, если ситуация и наши отношения с человеком это позволяли, я в беседе с ним что-то либо уточнял (”правильно ли я понимаю, ты…”), или что-то советовал (”мне кажется, ты ощущаешь вот это, да? Тогда я бы порекомендовал тебе…”). Люди говорили “Да… А как ты это узнал?”, удивлялись, начинали прислушиваться и даже просили дать еще совет. Интересно то, что “угадывать” настроение, мысли, терзающие проблемы и волнующие человека желания становилось все легче и легче, и все точнее. С практикой приходило понимание некоторых нюансов, и в результате умение “читать людей” закреплялось все лучше и лучше.

Потом я узнал, что подобную практику называют “вчувствование” (а еще “подстройкой”, “отзеркаливанием” и другими схожими терминами), и что с помощью этой практики узнавать “людские секреты” можно значительно быстрее и надежнее. Надежнее, чем со слов — это уж точно. Так, по мере освоения “вчувствования”, я все больше убеждался, в числе прочего, в том, что мысль “у других все лучше” (да-да, и у меня такая была) — это не более чем иллюзия, и что у каждого человека свои проблемы, которые ему тоже кажутся огромными и важными (более важными и большими, чем у других).

Я не просто понял, а прочувствовал следующее:
1. Мы, люди — более одинаковы и схожи, чем нам порой кажется.
2. Состояния и настроения можно менять, изменив лишь рисунок тела (причем, очень быстро).
3. Люди врут, особенно на словах.
4. Тело не врет. Потому что человек не успевает отследить все мелочи, которые выражает его тело.
5. У людей одной культуры — как правило, одни и те же заморочки. И их многообразие — не столь велико, как может показаться поначалу :)
6. Мы слишком много и напрасно паримся о том, что о нас думают другие. Оказываются, они о нас вообще не думают. Им бы с собой разобраться :)

А еще я почувствовал вдруг глубокую, какую-то исконную взаимосвязь с другими людьми. Раньше, в детстве, мне казалось, что “я” и “другие” — это какие-то два совершенно чуждых и непроницаемых друг для друга мира. А после освоения вчувствования я ощутил, что это мне тоже лишь казалось. И одновременно с этим, как ни странно, я обрел большую внутреннюю свободу, а именно:
1. Я уже не парился о том, что обо мне подумают другие люди. Я видел, я ощущал то, о чем они думают, и это (к счастью ли, к сожалению ли) были точно мысли не обо мне. Даже если я находился рядом и мы с этим человеком разговаривали. Поначалу было непривычно, но потом я с этим смирился :)
2. Я уже не велся на иллюзии зависти вроде “ой, посмотри, какой классный/классная, у него, наверное, все зашибись, не то что у нас”. Я смотрел на красивую девушку, перед которой пасовали мои товарищи, и с удивлением обнаруживал, что она очень неуверена в себе (я шел и знакомился, а друзья недоумевали, как это у меня получилось). Я смотрел на щеголя на навороченном авто и кожей ощущал его страх и дискомфорт от тех мыслей, что были у него в голове, и желание позавидовать при этом пропадало само собой. И так далее, и тому подобное.
3. Я легче знакомился, общался с другими людьми, быстрее находя нужные слова и эмоции для контакта. Когда ты видишь человека и ощущаешь его в режиме “онлайн” — бояться нечего, все как на ладони. И вдруг отчетливо становится видно, что этому человеку просто тоже хочется сделать все, чтобы и в его жизни тоже все было хорошо. Ты подходишь, заговариваешь с ним, даешь ему нужное ощущение тепла, доверия, понимания, “мы на одной волне” — и вот уже одним добрым знакомым стало больше.
4. И, как это ни странно, я научился легче “отстраиваться”. Это процесс, обратный вчувствованию, и действует безотказно. Помните цыган, которые пытаются разговорить и, заболтав, как-либо облапошить? — Так вот, я могу сделать так, что цыгане ко мне не решаются подойти. Они не видят, за что зацепиться. Это как если попытаться схватить руку человека, которая покрыта маслом: не получается, потому что пальцы соскальзывают. Вот с личностными “захватами” так же: если вы можете “надевать” и “снимать” с себя внутренние состояния, то “схватить” вас, без вашего на то желания, не получится, и благодаря этому именно вы управляете общением, контактами и ситуацией, а не они вами.

Я тут так вкусно рассказывают про “вчувствование”, что уже ощущаю кожей вопрос “ну, так как его натренировать, как этому себя научить?”. Да? — Вот шаги, вкратце:

1. Нужно научиться качественно расслабляться. Все наши эмоциональные состояния — это “отражения” наших телесных рисунков. Если вы испытываете какую-либо эмоцию — это значит, что вы напрягли и какие-то группы мышц. Расслабьте эти мышцы — эмоция погаснет. Поэтому ваша задача — научиться управлять своими рисунками мышечных напряжений, управлять так качественно и внимательно, чтобы вы могли в нужный момент “надеть” или “снять” эти напряжения по собственному желанию. И здесь вам поможет лишь практика, наблюдение за собой и опять практика. Особое внимание обратите на мышцы лица: там много статических мышечных напряжений, которые вы, я уверен, даже не осознаете. Сняв эти напряжения, вы вдруг можете снять с себя нежелательные, давно мучавшие вас состояния или настроения или, наоборот, создать себе те состояния, которые давно пытались в себе сформировать. Попробуйте.

2. После (или по ходу) тренировки расслабления, пробуйте “надевать” на себя разные лица и формочки тела: экспериментируйте с бровями, лбом, губами, мышцами вокруг глаз, шириной раскрытия глаз, сжатием и распрямлением шеи, с осанкой, с походкой, с кистями рук. Со всем этим экспериментируйте во всех вариациях. Чтобы эксперименты не были хаотичными, попробуйте отыгрывать понравившихся вам или привлекших ваше внимание персонажей. Людей из кино или из жизни. Пробуйте физически перевоплотиться в них: сделайте себе такое же лицо, такой же рисунок движений, такие же ужимки и мимические реакции. И не важно, насколько хорошо и точно сразу получается скопировать: здесь нет предела совершенству, а для вас важнее всего здесь — практика. Разрабатывайте мышцы, тренируйте их способность принимать разные выражения и позы. Ибо вы не сможете вчувствоваться во весь спектр людских характеров, если ваши мышцы не смогут воспроизвести какие-либо состояния и положения, встречающиеся у других людей. Так, если вы не можете сводить к переносице брови — вы не сможете прочувствовать “серьезных” и “насупленных” людей. А если вы не можете “распахивать” лицо, взлетая бровями и уголками губ вверх и в стороны, вы не сможете понять людей, которые искренне чему-то удивляются или чем-то восторгаются. Практика, практика и еще раз практика. И по ходу этой практики вы будете открывать для себя множество нюансов, о которых я здесь сейчас при всем желании не смогу рассказать, потому что их ну очень много!

3. Тренируйте спокойное присутствие. Это состояние неоценки, состояние наблюдения “как у видеокамеры”: когда вы просто смотрите на все, будто впервые это видите, и наблюдаете с интересом, не вешая на все это ярлыки и названия. Спокойное присутствие пригодится вам для того, чтобы быстро «снимать» с себя свои собственные (или «надетые» с кого-то) состояния и быстро «переодеваться» в нужные вам формочки и настроения, в нужные вам «одежки» из внутренних образов и телесных рисунков. Без спокойного присутствия вчувствоваться значительно сложнее и дольше. Без спокойного присутствия вчувствование работает лишь изредка и «как повезет», что, конечно же, не так удобно, как инструмент, работающий когда вам нужно. Упражнение “Спокойное присутствие” — достаточно большое и глубокое уже само по себе, поэтому если вы захотите потренировать его основательно — поищите материалы в интернете. Главное — желание, а уж форму тренировки вы выберете для себя сами.

Друзья, коллеги, как вы понимаете, навык вчувствования полезен практически всем. И я даже не буду сейчас перечислять все профессии, в которых этот навык просто жизненно необходим, и все ситуации, в которых он может сэкономить кучу сил, времени и финансов. Думаю, вы это уже себе представили сами :) Ну, а если еще не до конца, то я уверен, что прочувствуете это очень глубоко во время самостоятельных опытов. Все получится! Тем более, что это само по себе жутко увлекательное занятие :)