Найти тему
Рыжий пиксель

Почему выдача поисковых систем отличается в разных браузерах и компьютерах?

Оглавление

Если вы продвигаете сайт, то могли заметить, что в одном браузере сайт на первом месте, во втором - на третьем, где-то его вообще нет в ТОП10.
В этой статье я расскажу, почему это происходит.

Причин на самом деле несколько, но они делятся на две группы: персональная выдача и не персональная (другими словами, даже в "чистом" браузере анонимного посетителя выдача тоже может быть разной).

Рассмотрим их по очереди.

1. Персональная выдача

Пользуясь поисковой системой, будь то Яндекс или Google? вы можете быть авторизованы в Яндекс.почте или Gmail. Таким образом, система однозначно знакома с посетителем, его историей поиска и предпочтениями. Причём логин пользователя это дополнительная помощь системе, принцип работает даже если вы не авторизованы в сервисе поисковой системы - о вас итак уже известны какие-то данные, если вы не очищали COOKIE и не удаляли свой браузер.

Если какой-либо сайт посещался вами чаще остальных, поисковая система может выдавать его выше остальных результатов. Похожая система есть в "Вконтакте" - в списке друзей по запросу "Александр" выйдет тот Александр, страницу которого вы недавно просматривали. У другого пользователя будет абсолютно другой Александр.

2. Настройки выдачи и регионы

Помимо классических предпочтений, поисковые системы учитывают ряд других факторов:

Регион поиска, который определился по вашему IP-адресу
Если по Казани вы на первом месте, то по Москве вас может быть вообще невозможно найти.

Безопасный поиск
Если безопасный поиск включен, то некоторые из сайтов могут исчезнуть из выдачи - а это тоже влияет на результаты

Количество результатов на страницу.
Некоторые настраивают Яндекс так, чтобы просматривать не 10 результатов на странице, а 50. Это также влияет на результаты выдачи.

Всё это сильно влияет на результаты поиска. Однако даже на чистых системах с настройками по умолчанию выдача также может быть разной. Вот причины этого:

3. Эксперименты Яндекса

Есть информация о том, что Яндекс регулярно проводит эксперименты с целью улучшить качество поиска и сделать Директ (контекстная реклама Яндекса) более выгодным. Регулярно в один и тот же момент времени проводится 5-10 экспериментов, каждый из которых затрагивает примерно 4% аудитории. Пользователи для экспериментов выбираются либо регионально (допустим, Москва), либо в случайном порядке.

На одном компьютере сайт на 5-м месте, а на втором можно случайно нарваться на эксперимент.

Эксперименты могут быть следующими, например:

  • Понизить в позициях интересный сайт для того, чтобы повысить кликабельность рекламы
  • Активировать новый алгоритм
  • Активировать новый дизайн (например, прямо сейчас ряд людей видят новый дизайн Яндекса - острова).
  • Показать или скрыть информационные результаты (например, Википедия)

Экспериментировать на небольших фрагментах аудитории ради улучшения качества поиска - благое дело. Однако результаты выдачи - разные.

4. Конкуренты из контекстной рекламы

Все поисковые системы существуют за счёт заработка с контекстной рекламы. Это - их основной хлеб. Понятное дело, что чем больше этого хлеба - тем лучше.

Поисковые системы могут понизить в позициях сайт, который конкурирует с контекстной рекламой. Допустим, на одном компьютере вы на 5-й позиции.
Открываете второй компьютер - бац, кто-то подал объявление в рекламу (или настала очередь показать объявление). Всё, сайт занижен в позициях. Или наоборот, занижены позиции одного из ваших конкурентов по выдаче, или наоборот, объявление пропало - позиции выросли.

Как результат - даже на чистой системе и чистом анонимном браузере выдача может отличаться.

5. Внутренняя архитектура поисковой системы

Яндекс использует (или как минимум использовал пару лет назад) систему вроде Apache Hadoop. Поиск требует множество ресурсов, и один-два сервера (родительские) хранят информацию, которая растекается по сотням остальных компьютеров. Таким образом, все пользователи поиска подключаются к машинам которые и осуществляют поиск. Все обновления индекса постоянно "заливаются" на эти машины. Если кто-то зашёл на машину, в которой устаревшие данные, или слишком новые, то результаты поиска будут устаревшие или новые. Другой посетитель, который волей случая был подключён к другой машине - получит другие данные. И опять даже на чистой системе и чистом анонимном браузере выдача может отличаться.

6. Быстрый индекс и новости

Поисковые системы используют несколько индексов. Первый, большой и неповоротливых, содержит данные по подавляющему числу страницы сети. Быстрый индекс в свою очередь содержит последние новости (часы, минуты, секунды). Это сообщения из блогов, твиттера, горячие новости. Такая новость может появиться в любой момент, и при просмотре во втором браузере она может сдвинуть результаты поиска, либо исчезнуть как устаревшая.

Поиск и результаты

В итоге нестабильность выдачи привела к интересным результатам. Некоторые группы запросов теперь не продвигаются SEO-компаниями. Да и сама услуга продвижения по топу уже не так сильно котируется самими SEO-компаниями, и это немудрено - как продвигать сайт заказчика в ТОП5, если в одном месте он в ТОП5, а в другом ТОП10? Как доказать заказчику, что всё выполнено? Это приводит к увеличению стоимости услуги как таковой.

К счастью, на рынок вовремя вышла услуга продвижения по результату, продвижение по трафику - продвижение не фантикам позиций, а реальным целевыми посетителям, которое достигается оптимизацией сайта, высоким уровнем удобства использования - всем тем, что так любят и люди, и поисковые системы. Косвенно это явление приводит к увеличению конверсии сайта в целом благодаря эффекту "длинного хвоста", о котором я расскажу в одном из следующих записей в блоге.

Экспериментируйте, ждите новых статей от нас, подписывайтесь и удачи вам в развитии!