“Когда вы на 500 млрд. долларов в минусе, вы не можете проиграть!», - говорит Дональд Трамп о торговле с Китаем, и ты понимаешь: новая война на пороге. Эксперты, которые мало твитят, но дотошно анализируют, утверждают: в этой войне США вряд ли победят. Китай – соперник опытный, рассудительный и ему не нужно оглядываться на выборы: у товарища Си Цзиньпина их практически нет, а вот у республиканцев Дональда Трампа – в ноябре.
Пока Дональд Трамп говорит «Америка превыше всего!» и выходит из торговых договоров, Си Цзиньпин на Азиатском форуме в Боао рассказывает о глобальном видении мировой экономики и озвучивает несколько серьезных инициатив. Реформы в китайской экономике (не будем забывать: первой экономике мира, хотя американцы это и оспаривают) предусматривают меры по либерализации до сих пор ограничительной политики в финансовом и автомобильном секторе (например, уже сняты ограничения в 50% для иностранного участия в совместных предприятиях), сфере услуг. Для увеличения импорта обещано существенно снизить тарифы на ввозимые автомобили. Контроль за соблюдением прав на интеллектуальную собственность (в нарушении которых Китай обвиняют десятилетиями) обещано усилить. И в заключение своего выступления товарищ Си объявил о создании нового порта свободной торговли – еще более свободного, чем порт Шанхая.
Эта речь Си Цзиньпина вроде как и не была прямым ответом Донаьду Трампу, но именно так и была воспринята: «Китай не хочет торговой войны, но не боится в ней участвовать». А когда стало известно, что экономика КНР в первом квартале выросла на 6.8% по сравнению с прошлым годом, стало понятно: у китайцев в этой войне серьезные козыри.
Да и с продукцией, которая идет из Поднебесной в Штаты, не все так однозначно. Возьмите, к примеру, iPhoneX. Когда телефоны отправляются с китайской фабрики в США, они считаются полностью китайским импортом. Но на самом деле это ведь не так: их дисплей произведен компанией Samsung в Южной Корее, чип памяти от японской Toshiba, в них множество других импортных компонентов. По некоторым подсчетам, китайская сборка составляет всего 3-6% от конечной цены продукта. Себестоимость производства такого телефона – около 370 долларов, а в США его продают за 999. И, как вы понимаете (и странно, если не понимает Дональд Трамп), не китайцы кладут себе в карман эту стоимостную разницу. И это только один, хотя и весьма показательный, пример. Я помню, как во время своей работы в Китае ездила на завод в город Датун, где производили электровозы для Беларуси. Производили их действительно китайцы и в Китае, но на специально для этого заказа (!) купленном германском оборудовании и с помощью германских же комплектующих. Если вы видите товар с надписью madeinChina, очень часто он не чисто китайский. А вот то, что программа «MadeinChina 2025» – амбициозная, призванная совершить технологический прорыв и поставить Китай в один ряд с ведущими высокотехнологическими державами – не дает покоя Дональду Трампу и американским бизнесменам, так это наверняка. США уже запретили своим компаниям делать инвестиции в китайские высокие технологии. Еще один шаг в этом направлении: запретили китайской компании ZTE закупать комплектующие в США.
Китай отвечает быстро и больно: введен 25% тариф на поставки соевых бобов из США (стоимость экспорта 12.8 млрд. долларов). У КНР есть альтернативный поставщик: Бразилия. И еще мелочь(вроде), но показательная: соевые бобы выращивают в основном в штатах, которые всем сердцем и голосами поддерживают Трампа и республиканцев. А в ноябре, не будем забывать, выборы в конгресс.
Китай объявил также об ограничительных мерах против гражданской авиации США (стоимость 16 млрд. долларов) – стоимость акций Боинга мгновенно пошла вниз. Для Китая мера почти безболезненная: у него есть не только самый быстрорастущий в мире рынок авиаперевозок, но и европейский Airbus.
На войне как на войне. Наблюдать интересно, но все же печально.