Некоторым кулинарным "изыскам" при употреблении повседневной, обычной пищи я научилась у папы, а затем успешно распространила эти навыки среди подружек. Так, например, именно папа научил меня мазать вареную колбасу на бутерброде, сосиски или котлеты горчицей. И чем свежее и ядренее была горчица, тем вкуснее получалось в конечном итоге. Ну и конечно же, классика жанра: черный хлеб, корочка которого смазана долькой чеснока, а сам ломоть покрыт слоем горчицы - потрясающее дополнение к горячему борщу.
От папы же я приучилась и поедать репчатый лук, обмакивая его в томатный соус. Луковицу нужно было разрезать пополам, разделить на чешуйки, и каждую из них обмакивать в соус, присыпать солью и заедать черным хлебом. Мы с подружкой частенько брали блюдечко с соусом, резали луковицу и хлеб, а потом, захватив все это добро с собой, шли на лестничную площадку второго этажа моего дома и, сидя на ступеньках, поедали любимый деликатес. Почему на ступеньках? У нас был старый двухэтажный деревянный дом, где была очень широкая лестница, с удобными ступеньками и совершенно потрясающей по удобству лестничной площадкой, которую мы часто использовали для различных игр. Ну и приспособить ее под точку питания вдали от глаз взрослых - самое естественное решение для ребенка 8-10 лет :)
Бабушка же научила меня готовить другой деликатес: ломоть черного хлеба мажешь тонким слоем горчицы и посыпаешь сверху сахарным песком: необычное сочетание острого и сладкого сразу же пришлось мне по вкусу. Мама не без оснований беспокоилась о здоровье моего желудка, но я не помню, чтобы хоть раз горчица мне как-то навредила - до сих пор я способна переваривать хоть камни без малейших последствий :)
Однако, думаю, что все эти "изыски" носили все-таки локальный характер, а вот были некоторые лакомства, которые имели всесоюзный размах и наверняка покажутся знакомыми и хорошо узнаваемыми многим из тех, кто читает эти строки.
Ну кто из нас не делал самодельное "пирожное" из "Юбилейного" печенья, намазанного сливочным маслом? Одну печенюшку мажешь, сверху кладешь вторую - что еще нужно для счастья? Хотя я лично знала гурманов, которые усложняли этот рецепт, добавляя еще слой из густого варенья или джема или присыпая масло порошком какао с сахарным песком.
Тоже вариант "пирожного" - ломоть белого хлеба с маслом и сахаром или вареньем поверх него, или просто с вареньем без масла. Кстати говоря, в известной детской книге "Четвертая высота" тоже упоминается это лакомство: "Кончился разговор тем, что Гуля повела всю компанию к себе и угостила новых друзей всеми вкусными вещами, какие только нашла дома: сочными румяными яблоками и хлебом с малиновым вареньем". Иногда в переводных книгах современных американских авторов мне встречаются эпизоды, где герои готовят себе сэндвичи с желе - я сначала долго не могла понять, как можно сделать бутерброд с желе, представляя себе желе в виде той самой фруктово-ягодной трясучки, похожей на холодей. И только недавно догадалась, что под желе имеется в виду разновидность варенья. Так что, не только советские дети любили такие "пирожные" :)
С черным хлебом тоже было несложно сотворить вкуснейшее блюдо, намазав ломоть ароматным подсолнечным маслом, посыпав солью и приложив ко всему этому перышки зеленого лука - ну или без лука, кому как больше нравилось. У меня с этим лакомством вечно возникали проблемы: как бы аккуратно я ни лила масло на хлеб и не торопилась бы тут же его размазать, оно обязательно проливалось на стол. Вытереть масло толком у меня никогда не получалось, столешница оставалась скользкой, тряпки становились промасленными, за что потом мама меня поругивала. Впоследствии, когда ей надоело убирать следы моей "готовки", она настояла на том, чтобы я масло сначала наливала на блюдце, а потом уже обмакивала туда хлеб. Спустя много лет я, уже сама как мама, столкнулась с той же проблемой недовытертого масла со стола: мой сын перенял от меня любовь к этому лакомству :)
Кусочки гудрона или смола садовых деревьев (особенно ценилась вишневая и сливовая) заменяли нам жвачки. По поводу гудрона в детской среде гулял миф, что он даже полезен, так хорошо отбеливает зубы и очищает их от налета :) Но, несмотря на то, что этого добра вокруг нас было в избытке, жевали мы его редко, совсем уж от бедной жизни, когда из магазинов пропадала настоящая жевательная резинка или же когда вся фруктовая смола в округе была съедена. Кстати говоря, фруктовую смолу мы хоть и жевали, но чаще использовали для всяких поделок - уж очень она красивая на вид, словно янтарь... Пробовали жевать и смолу хвойных деревьев, благо, жили на окраине города, в двух минутах от леса, но как-то не прижилась эта привычка. Еловые и сосновые смолы хоть и очень ароматные, но при этом обладают способностью перепачкать всю одежду, руки, склеить волосы, да так, что потом ее ничем не ототрешь...
Хоть с конфетами проблем в советской промышленности не было, детям их часто выдавали лимитировано, за конфеткой нужно было бежать домой, спрашивать разрешения, а дома тебя могут "загнать" и больше не выпустить обратно на улицу... К чему все эти сложности, когда в аптеке можно купить плитку гематогена или аскорбиновую кислоту? Они ничуть не хуже конфет, а аскорбинка еще и контрастом радовала: если в виде драже (44 коп.), то очень нравились ощущения от сладкой оболочки и пронзительно кислой сердцевины; ну а если в таблетках, то было здорово держать ее на языке и ждать, пока растает. Была еще аскорбинка с глюкозой (19 коп.) - ее мы любили больше всего из-за бархатистого ощущения на языке, когда таблетка начинала таять. Ну а на то, что на упаковке указана рекомендованная суточная доза употребления в 1-2 штучки, никто внимания не обращал, и мы запросто поглощали аскорбинки столько, сколько позволяли финансы. И да, чуть не забыла - еще мы очень любили глюкозу в порошке, которую мне приносила из больницы бабушка, работающая там в отделении хирургии. Родители считали меня ребенком со слабым здоровьем, поэтому бабушка кормила меня глюкозой, которую насыпали в бумажки и сворачивали их в такие прямоугольнички.... Мы надрывали уголок конвертика и высыпали порошок прямо в рот - было очень вкусно!
Конечно же, нельзя не упомянуть о различных сухих смесях, которые также смело можно отнести к любимым деликатесам детей, чье детство пришлось на период СССР. Сюда относится молочная смесь "Малютка" и "Малыш", из которой кто-то обожал делать самодельные конфеты "Трюфели", а кто-то (я в том числе) просто ели ложками сухой порошок; пакетики с заварным кремом; брикеты киселя, который порой был настолько твердым, что измельчить его можно было только молотком; пакетики с шипучей смесью для приготовления напитков - порошок так забавно шипел во рту, а стоил один пакетик всего 5 копеек; редко встречающиеся в нашем городе брикеты прессованного какао с сахаром - ближе к 80-м его заменили зеленые коробочки какао "Золотой ярлык" и мы были лишены одного из любимых лакомств, которое и стоило-то какие-то копейки - что-то около 7-10 коп. за брикетик.
И если уж зашел разговор о какао, то необходимо упомянуть, что с помощью этого порошка можно было на порядок усовершенствовать любимые деликатесы: например, добавив его в сгущенку или посыпав сверху сливочное масло. Конечно же, в продаже периодически встречалось готовое шоколадное масло, но родители его не очень охотно покупали - слишком уж нерационально получалось, поэтому мы наловчились готовить шоколадное масло своими руками.
Ну и конечно же, существовало множество природных богатств, растущих под ногами и над головой, без которых не обошлось наше детство. Мы ели: желтые цветы акации, представляя вместо них бананы; листья щавеля, кислицы и стебли ревеня; зеленые яблоки и недозрелый крыжовник; потихоньку уведенные с колхозного поля горох и молочную кукурузу; нижнюю часть травяных стебельков; печеную в золе картошку (тоже, конечно же, уведенную с чужих огородов).
Ну а у меня с подругой был фирменный рецепт уличного пирожного: мы находили какой-нибудь большой лист растения, вытирали его о собственную одежду и начинали собирать на него разные ягоды, добытые через дырки чужих заборов: смородину черную, желтую и красную, вишню, малину, землянику, которая у нас по обочинам росла... Затем, когда на листе набиралась солидная горка ягод, мы края листа поднимали и ладошкой хорошенько все это дело сжимали, спрессовывая в единую сочную массу. Когда все ягоды примут нужную форму и дадут сок, "пирожное" отправлялось в рот - и ничего, что часть ягод была недозрелой, все равно вкусно :)
В домашних условиях была возможность приготовить чуть более сложные деликатесы: вареную сгущенку и карамель из жженого сахара. Варка сгущенки была занятием довольно опасным, т.к. нередки были случаи, когда банки взрывались и вся семья потом оттирала помещение от липких сгустков. По этой причине мне подобные эксперименты не доверяли, и мама готовила сгущенку у себя на работе, в автоклаве. Кстати, там же она готовила потрясающее безе: у нас в духовке оно почему-то либо оседало, либо не выпекалось, а вот в автоклаве получалось воздушное, высокое, хрустящее.
Существовали и другие лакомства, имеющие климатический региональный акцент: так, к примеру, от жителей Якутии я слышала, что они любили банку со сгущенкой замораживать в снегу, чтобы получить своеобразное мороженое; в Краснодарском краю дети с удовольствием ели помидоры, присыпанные не солью, а сахаром; а я, когда гостила в Ростовской области (1980 год), научилась жарить семечки на улице: там в каждом доме стоял мешок-другой с подсолнечными семечками, и мы их горстями таскали на улицу, высыпали на горячие трубы, лежащие по периметру двора и убегали по своим делам. Через пару часов можно было получить вкуснейшие семечки, почти что не отличимые по вкусу от жареных, которые у бабок на рынке стояли по 5-10 копеек за стакан.
Спасибо, мои дорогие читатели, что вместе со мной вспомнили те незабываемые вкусы детства :)
Буду рада каждому вашему нажатию на значок "палец вверх", понимая, что старалась не зря и помогла вам ненадолго окунуться в приятные воспоминания.
До новых встреч в эфире!